Формирование управленческой компетентности будущих учителей физической культуры

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор С.Б. Серякова1
Аспирантка Г.В. Никитовская1, 2
1Московский педагогический государственный университет, Москва
2Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко, Тирасполь

В условиях модернизации образования важным требованием к профессиональной компетентности учителя физической культуры становится развитие способности и готовности эффективно управлять коллективом учащихся с целью обеспечения освоения ими здоровьеформирующих ценностей, позволяющих повышать их здоровье и физические кондиции. В связи с этим целью исследования выступило изучение уровня сформированности управленческой компетентности будущих учителей физической культуры в реальных условиях учебно-воспитательного процесса вуза. Управленческая компетентность учителя рассматривается в научной литературе как сложное индивидуально-психологическое образование, интегрирующее в себе на основе самоопределения специалиста и формирования его активной профессиональной позиции такие умения, как: целеполагание, отбор адекватных средств достижения целей, самостоятельное принятие решений, организация учебно-познавательной деятельности обучающихся, рефлексия как собственной деятельности, так и всех участников образовательного процесса. Исследование выполнено на базе Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко с участием студентов выпускного курса факультета физической культуры и спорта. Эмпирические данные были получены по четырем критериям и трем уровням. В качестве критериев сформированности управленческой компетентности будущих учителей физической культуры были определены мотивационно-ценностный, когнитивный, функционально-деятельностный и рефлексивный. Анализ полученных результатов позволил сделать вывод о целесообразности проведения формирующей работы по развитию управленческой компетентности будущих учителей физической культуры в условиях обучения в вузе.

Ключевые слова: будущий учитель физической культуры, управленческая компетентность, критерии сформированности управленческой компетентности.

Литература

  1. Горшенина С.Н. Педагогические условия формирования технологической компетентности у будущих учителей физической культуры / С.Н. Горшенина, Н.А. Маринкина, А.Р. Мамаев // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 11. – С.12-14.
  2. Лубышева Л.И. Обоснование эффективности проектирования здоровьеформирующего образовательного пространства школы на основе спортизации физического воспитания / Л.И. Лубышева, Е.А. Черепов // Человек. Спорт. Медицина. – 2016. – Т. 16. – № 2. – С. 52-61.
  3. Серякова С.Б. Технологический подход в проектировании образовательных программ / С.Б. Серякова // Преподаватель XXI века. – 2016. – Т. 1. – № 2. – С. 24-31.