Диафрагмальное релаксационное дыхание как метод биологической обратной связи в профессиональной подготовке учителей физической культуры

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат психологических наук, доцент О.М. Штерц1
Кандидат психологических наук, доцент Г.Р. Шагивалеева1
1Елабужский институт Казанского федерального университета, Елабуга

Рассмотрен метод биологической обратной связи как один из способов формирования диафрагмального релаксационного дыхания в профессиональной подготовке учителей физической культуры. На сегодняшний день учителя физической культуры не только занимаются физическим развитием и подготовкой учащихся к различным видам соревнований, но и работают в направлении реализации программ по здоровьесбережению на уроках физической культуры. Поэтому будущим специалистам в процессе профессиональной подготовки необходимо овладеть различными здоровьесберегающими технологиями, а в частности навыками диафрагмального релаксационного дыхания. В рассматриваемом нами аспекте данная проблема изучена недостаточно. В работе раскрыта роль диафрагмального релаксационного дыхания в поддержании гомеостаза организма, в укреплении иммунитета и в повышении эмоциональной устойчивости организма. В статье содержатся описание и анализ результатов эмпирического исследования по формированию навыков диафрагмального дыхания у студентов, обучающихся на 2-м курсе по направлению подготовки «Физическая культура и безопасность жизнедеятельности», с помощью метода биологической обратной связи. Полученные результаты эмпирического исследования обрабатывались с помощью методов математической статистики (t-критерия Стьюдента). В процессе проведения коррекционных занятий с использованием метода биологической обратной связи нами была выявлена положительная динамика по формированию навыка диафрагмального релаксационного дыхания и саморегуляции у студентов.

Ключевые слова: биологическая обратная связь, диафрагмальное релаксационное дыхание, здоровьесберегающие технологии, саморегуляция, студенты, профессиональная подготовка.

Литература

  1. Дубровский В.И. Спортивная медицина / В.И. Дубровский. – М.: Владос, 2002.
  2. Ишмухаметов М.Г.  Дыхательная гимнастика и самомассаж на третьем уроке. I-IV классы / М.Г. Ишмухаметов // Физическая культура в школе. – 2010. – № 3. – С. 41-45.
  3. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорт / Л.И. Лубышеваа. – М.: Академия, 2010.
  4. Сметанкин А.А. Здоровье на 5+ / А.А. Сметанкин. – СПб.: ЗАО «Биосвязь», 2007.