Влияние социально-психологических факторов на развитие спортивной одаренности студентов нефизкультурных профилей подготовки

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент О.В. Шатунова1
Кандидат педагогических наук, доцент Е.Е. Мерзон1
1Елабужский институт Казанского федерального университета, Елабуга

Исследована роль социальных и психологических факторов в развитии спортивной одаренности студентов, обучающихся по направлениям подготовки, не связанным напрямую с физической культурой и спортом. На основе результатов анкетирования студентов Елабужского института Казанского федерального университета показано, что большое значение в процессе формирования мотивации к спортивным достижениям как одного из явных признаков спортивной одаренности имеют семейный и педагогический факторы. 93,8% принявших в исследовании студентов высоко оценивают роль семьи в развитии своей одаренности в области спортивной деятельности и 62,5% студентов признают в этом важной роль тренера. К сожалению, исследование выявило тот факт, что только 40% студентов, обучающихся по нефизкультурным направлениям подготовки, регулярно занимаются спортом, хотя среди них есть доля будущих учителей и преподавателей. Авторами отмечается, что именно от их работы в будущем будет зависеть степень активности населения страны к ведению здорового образа жизни. Делается вывод о необходимости создания в вузе развивающей среды в виде стимулирующего к спортивным занятиям окружения и обязательного учета социально-психологических факторов развития не только студентов, имеющих способности к спортивной деятельности, но и всех остальных.

Ключевые слова: спортивная одаренность, социально-психологические факторы развития одаренности.

Литература

  1. Гончарук С. В. Совершенствование образовательного процесса по физической культуре в вузе/С. В. Гончарук, И. Н. Никулин, В. А. Стрельцов и др.//Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 6. – С. 18–20.
  2. Куванов В.А. Здоровый образ жизни студенческой молодежи в аспекте социологического анализа / В.А. Куванов, Е.Н. Коростелев // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 5. – С. 21-22.
  3. Лубышева Л.И. «Спорт в моей жизни»: ценностные ориентации студентов-спортсменов в аспекте социологического анализа / Л.И. Лубышева, В.П. Моченов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2016. – № 4. – С. 5-7.
  4. Льдокова Г.М. Действия тренера в системе отношений «тренер–спортсмен» в пауэрлифтинге / Г.М. Льдокова, К.Р. Волкова, А.И. Пьянзин // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 8. – С. 72-74.
  5. Марокова М.В. Спортивная одаренность как психологический феномен. Проблема психологического сопровождения спортивно одаренных детей в условиях школьного обучения / М.В. Марокова, М.П. Ракитина // Физическое воспитание и спортивная тренировка. – 2013. – № 2 (6). – С. 71-77.
  6. Сальников В.А. Одаренность в системе спортивного отбора: проблемы и перспективы / В.А. Сальников, С.П. Хозей, Е.М. Ревенко // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2017. – № 4 (146). – С. 194-201.
  7. Трафимчик Ж.И. (2014) Одаренность, талант, гениальность: введение в проблему / Ж.И Трафимчик // Проблемы здоровья и экологии. – 2014. – № 2 (40). – С.140-145.