Социально-психологические потребности в структуре мотивации юных хоккеисток

Фотографии: 

ˑ: 

Н.Г. Гайфуллина1
О.А. Макарова1
Кандидат психологических наук, доцент Г.М. Льдокова1
1Елабужский институт Казанского федерального университета, Елабуга

Целью исследования было изучение особенностей мотивационной сферы хоккеисток 7 – 10 лет. В исследовании приняли участие 20 девочек-хоккеисток и 20 родителей. Внимание в работе было уделено социально-психологическим потребностям в структуре их мотивации. Исследование проводилось при помощи методов опроса и тестирования. Мотивационная сфера детей младшего школьного возраста часто обусловлена внешними факторами. Родители ориентированы на популярность и престиж хоккея, и только потом учитывают потребности и желания ребенка. Иерархия родительских ожиданий показывает, что родители хотят видеть свою дочь как личность с высоким уровнем притязаний, имеющую высокий социальный статус в кругу сверстников, уважение взрослых. Анализ опроса девочек показал, что они социально адаптированы как в школьной среде, так и в хоккейной команде. Они чувствуют себя комфортно в классе, слышат похвалу от учителей в свой адрес, при этом испытывают удовольствие от общения со своей хоккейной командой и участия в соревнованиях, чувствуют поддержку со стороны тренера. Во взаимодействии со сверстниками юные хоккеистки в школе предпочитают играть с детьми своего пола. Так, девочки-хоккеистки развиваются по психологически женскому типу. В результате проведенного исследования было выявлено совпадение у родителей и детей таких социально-психологических потребностей, как достижение успеха, потребность в одобрении со стороны значимых взрослых и сверстников, потребность в признании своей уникальности. Таким образом, полученные в исследовании данные опровергают нашу гипотезу о том, что девочки, занимающиеся хоккеем, компенсируют социально-приемлемым способом свою «мужественность»; испытывают социальные проблемы во взаимоотношениях со сверстниками своего пола и взрослыми в силу своей повышенной потребности в физической активности.

Ключевые слова: женский хоккей, мотивация, социально-психологические потребности, спортивная мотивация.

Литература

  1. Бочаров С.Д. Индивидуальный подход как психолого-педагогическое условие развития специальных способностей хоккеистов подросткового возраста / С.Д. Бочаров // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 55.
  2. Власова О.П. Исследование взаимосвязи физической подготовленности с компонентами мотивационной сферы юных спортсменов, занимающихся хоккеем с мячом / О.П. Власова // Научный альманах. – 2016. – № 6-1(19). – С. 229-233.
  3. Коченгина Е.С. Психолого-педагогические средства формирования мотивации к систематическим занятиям спортом у дошкольников / Е.С. Коченгина, А.Б. Лагутин // XII Междунар. науч.-практ. конф. психологов физической культуры и спорта «Рудиковские чтения». –  М., 2016. – С. 219-221.
  4. Лубышева Л.И. Ценностные ориентации и стиль жизни юных спортсменов в аспекте социологического анализа / Л.И. Лубышева, Е.П. Максачук // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2012. – № 6. – С. 2.
  5. Льдокова Г.М. Действия тренера в системе отношений «тренер– спортсмен» в пауэрлифтинге / Г.М. Льдокова, К.Р. Волкова, А.И. Пьянзин // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 8. – С. 72-74.
  6. Огородова Т.В. Локус контроля и мотивация достижения у хоккеистов / Т.В. Огородова // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. Вып. 2.  – Челябинск. – 2013. – № 34 (325). – С. 65–67.
  7. Филатов В.В. (2015) Мотивационная сфера начинающих хоккеистов и проблемы ее формирования  / В.В. Филатов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2015. – № 1. – С. 10.