Качество жизни школьников с легкой степенью умственной отсталости занимающихся адаптивным спортом
Фотографии:
ˑ:
Качество жизни школьников с легкой степенью умственной отсталости занимающихся адаптивным спортом
Кандидат педагогических наук, доцент Е.Н. Каленик. Ульяновский государственный университет, Ульяновск, Россия
Ключевые слова: качество жизни, здоровье, физическая работоспособность, функциональное состояние, адаптивный спорт, школьники с легкой степенью умственной отсталости.
Введение. Концепция качества жизни – понятие относительно новое для отечественной педагогической, спортивной и медицинской практики в целом. Понятие «качество жизни» (КЖ) аккумулирует основные условия существования и развития человека. В то же время КЖ не сводится только к уровню жизни, так как последний выступает лишь компонентом среди многих критериев этого качества. Одна из важных составляющих КЖ населения – это здоровье [3].
Цель исследования – анализ соотношения параметров КЖ, с одной стороны, и показателей физической работоспособности, функционального состояния – с другой, в процессе регулярных занятий адаптивным спортом умственно отсталых школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить качество жизни школьников с умственной отсталостью, дополнительно занимающихся адаптивным спортом.
2. Проанализировать связь КЖ с данными, характеризующими здоровье, физическую работоспособность и функциональное состояние школьников с умственной отсталостью, дополнительно занимающихся адаптивным спортом,.
3. Провести сравнительный анализ качества жизни у школьников с умственной отсталостью, занимающихся и не занимающихся адаптивным спортом.
Методы исследования. Для решения поставленных задач были использованы такие методы исследования: Европейский опросник Качества жизни – Euro Quality of Life, анкетный опрос. Расчетный индекс функциональных изменений по А.П. Берсеневой (ИФИ), классический тест PWC170 с двухмоментной пробой по степэргометрии.
Результаты, полученные в исследовании, обработаны математическим методом описательной статистики, проверены гипотезы по t-критерию Стьюдента, дисперсионному анализу по критерию Фишера, ранговой корреляции Спирмена.
Выводы
1. Качество жизни школьников с умственной отсталостью колеблется в пределах 65–75 баллов. Параметры, определяющими уровень качества жизни: «бытовая активность», «тревожность», «самообслуживание» – в группах идентичны и достоверно не различаются, результаты – в пределах 80–98 баллов. Показатели КЖ школьники с умственной отсталостью оценивают так же низко, как и подростки-инвалиды 61+3,2 балла. Данные показатели достоверно (р ≤ 0,001) ниже, чем у здоровых сверстников.
2. Результат КЖ достоверно выше (р ≤ 0,01) в группе дополнительно занимающихся адаптивным спортом: КЖ = 74,7+1,9 балла, чем данный показатель в основной группе КЖ = 64,9+2,7балла.
3. По «шкале общего здоровья» группа, дополнительно занимающаяся адаптивным спортом, оценила свое восприятие состояния здоровья ниже (р≤0,5), чем в основной группе. Предполагается, что школьники данной группы адекватно оценивают более свое состояние здоровья, благодаря занятиям адаптивным спортом. Шкала здоровья» коррелирует с зависимостью от табака, что косвенно подтверждает неудовлетворенность своим общим состоянием здоровья в данной группе. Половина школьников из группы «основная+АС» пробовала курить, и 30 % курят на момент исследования.
4. По «шкале боли» школьники-спортсмены имеют показатель ниже (р≤0,5), чем школьники основной группы. Этот факт свидетельствует о меньших неприятных физических ощущениях, которые могут вызвать ограничение в обычной активности у школьников, дополнительно занимающихся адаптивным спортом.
5. В исследовательских группах по индексу ИФИ можно судить о функционально «здоровых» школьниках. Были установлены положительные корреляционные отношения между КЖ и ИФИ в исследовательских группах. В группе «основная+АС» (р≤0,05) корреляция более достоверна. Таким образом, более адаптивное функциональное состояние у школьников спортсменов соответствует высокой оценке КЖ.
6. В основной группе PWC170 = 16,85 + 1,06 кгм/мин/кг оценивается как умеренная, в группе «основная+АС» PWC170 = 18,6 + 1,3 кгм/мин/кг – как хорошая. PWC170 в основной группе ниже (р≤ 0,05), чем данный показатель в группах, дополнительно занимающихся адаптивным спортом. Были выявлены положительные корреляционные отношения между КЖ и PWC170 в группе спортсменов (р ≤ 0,05). Таким образом, хорошая общая физическая работоспособность у школьников-спортсменов соответствует более высокой оценке удовлетворенности жизнью.
Литература
1. Абрамова И.В. Качество жизни пациентов общепсихиатрического отделения / И.В. Абрамова // Журнал психиатрии и медицинской психологии. – 2000. – № 1. – С. 42–46.
2. Абросимова Л.И. Определение физической работоспособности детей и подростков [текст] / Л.И. Абросимова, В.Е. Карасик // Медицинские проблемы физической культуры, 1978. – Вып. 6.
3. Белобородов И.И. Теоретико-методологические проблемы политики народонаселения / И.И. Белобородов // Материалы междунар. науч. конф. «Политика народонаселения: настоящее и будущее» – М., 2005.
4. Васильева И.А. Качество жизни больных при лечении гемодиализом: биологические и психосоциальные факторы, методы оценки и подходы к коррекции: автореф. дис. … докт. психол. наук / И.А. Васильева. – СПб., 2010. – С. 26–45.
5. Исследование качества жизни больных сахарным диабетом 1-го типа // Медицинская панорама. – М., 2003.
6. Ланда Б.Х. Мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся. Курсы повышения квалификации [текст] / Б.Х. Ланда / Пед. университет «Первого сентября», 2010. – С. 7.
7. Мочалова Е.К. Медико-социальная характеристика и качество жизни подростков-инвалидов [текст]: автореф. дис. … канд. мед. наук. – М., 2007. – 21 с.
8. Марута Н.О. Показник якості життя у хворих на афективні розлади та його динаміка в процесі лікування / Т.В. Панько, І.О. Явдак, О.Є. Семікіна, А.В. Стаднік // Український вісник психоневрології. – 2002. – Т. 10. Вип. 2. – С. 113–114.
9. Орлов В.А. Проблемы изучения качества жизни в современной медицине / В.А. Орлов, С.Р. Гиляревский. – М.: Союзмединформ, 1992. – 65 с.
10. Полывяная М.Ю. Оценка качества жизни психически больных / М.Ю. Полывяная // Архів психіатрії. – 2002. – № 2. – С. 5–9.
11. Сулаберидзе Е.В. Проблемы реабилитации и качества жизни в современной медицине / Е.В. Сулаберидзе // Российский медицинский журнал. – 1996. – № 6. – С. 9–11.
12. Хрыщанович В.Я. Оценка качества жизни пациентов с первичным послеоперационным гипотиреозом, принимающих l-тироксин / В.Я. Хрыщанович // В книге «Оценка качества жизни в паллиативной медицине» Т. Ионова, А. Новик [текст]. – М., 2005. – С. 10.
13. Шкалы, тесты и опросники в медицинской реабилитации / под ред. А.Н. Беловой, О.Н. Щепетовой [текст].– М., 2002. – С. 198.
14. Brazier J. Testing the validity of the EuroQol and comparing it with the SF-36 health survey questionnaire / J. Brazier, N. Jones, P. King // Quality of Life Research. – 1993. – Vol. 2. – P. 169–180.
15. Elkinton Y. Medicine and the quality of life. Annals. Int. Med., 1966, N 64. – P 711–714.
16. Grabot D. Assisted evaluation scale of quality of life / D. Grabot, C. Martin, M. Auriacombe, J. Tignol // Encephale. – 1996. – Vol. 22. – N 3. – P. 181–185.
17. Human development indicator (HDI). Доклады о развитии человека с 1990 по 2000 г. // Человеческое развитие. ПРООН, 2000. – 464 с.
18. Ruggeri M. Subjective and objective dimensions of quality of life in psychiatric patients: a factor analytical approach / M. Ruggeri, R. Warner, G. Bisoffi, L. Fontesedro // British Journal of Psychiatry. – 2001. – Vol. 178. – P. 268–275.
19. Walker S. Quality of life assessment / S. Walker, R. Rosser. – Kluwer academic publishers, 1993.
Информация для связи с автором: ente@mail.ru тел.: +79276342141
Поступила в редакцию 25.10.2011 г.