Повышение качества подготовки специалистов по физической культуре и спорту в контексте новых образовательных программ

Фотографии: 

В.И. Бондин, доктор педагогических наук, профессор

ˑ: 

Повышение качества подготовки специалистов по физической культуре и спорту в контексте новых образовательных программ

Доктор педагогических наук, профессор В.И. Бондин. Аспирантка Т.А. Путилина. Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону. Аспирант Н.Г. Арапу. Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко, Тирасполь

Ключевые слова: образовательные программы, терминология, технологии, здоровье, законодательная и правовая база, профессиональные компетенции

Введение. Актуальность повышения качества подготовки специалистов по физической культуре и спорту обусловлена необходимостью постоянного социокультурного развития системы образования.

На современном этапе развития образования в период перехода на уровневую систему Блонского процесса требуются образовательные программы, позволяющие готовить профессиональные кадры, отвечающие потребностям общества. Проводимая модернизация образования актуализирует решение проблемы поиска инновационных педагогических парадигм в контексте социально ориентированного образования акмеологической направленности. Всестороннее развитие человека и механизмов его самосовершенствования, повышения функционального состояния и здоровья должно стать стратегическим звеном в новых образовательных программах.

Цель исследования – выявить наиболее важные направления повышения качества подготовки специалистов по физической культуре и спорту в контексте новых образовательных программ и педагогические условия их реализации.

Для достижения данной цели были определены задачи:

– выявить содержание и сущность понятий, используемых в теории и практике физической культуры и спорта;

– проанализировать содержание учебных дисциплин, направленных на формирование основных компонентов компетенций по направлению подготовки «физическая культура и спорт»;

– определить состояние здоровья населения в различных регионах и законодательно-правовое обеспечение в сфере физической культуры и спорта.

Основными методами исследования являются: сравнительно-сопоставительный метод (актуализация, систематизация, анализ); метод логического анализа, выражающий соотношение между закономерностями развития образования в сфере развития физической культуры и спорта и развития научных исследований по изучению механизмов здоровья с помощью физических упражнений, что обусловило логику исследования, постановку задач, отбор и анализ литературы.

Вывод. Для дальнейшего повышения качества подготовки специалистов в сфере физической культуры и спорта в контексте новых образовательных программ необходимы:

– единые и обоснованные понятия относительно сущности и содержания, направленные на формирование ценностных мотиваций к здоровью и регулярным занятиям физической культурой и спортом;

– учебные дисциплины, содержащие новые фундаментальные положения и знания о естественно-научных закономерностях и механизмах укрепления здоровья человека, позволяющие формировать необходимые профессиональные компетенции;

– законодательно-правовые акты, направленные на развитие ответственности и потребности у работников отрасли в постоянном самообразовании и овладении современными профессиональными знаниями.

Решение изложенных проблем позволит повысить качество подготовки профессиональных кадров, что повлияет на укрепление здоровья человека, повышение его умственной и физической работоспособности, а также достижение высоких спортивных результатов.

Использованная литература

1.     Алексеев С.В. Спортивное право в России / С.В. Алексеев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007. – 671 с.

2.     Асянина В.Ю. Некоторые аспекты экологического мониторинга здоровья населения городов /  В.Ю. Асянина /В сб.: Экология и медицина: современное состояние, проблемы и перспективы.  Материалы междунар. науч.-практ. конф. 2-3 ноября 2010 г.– М., 2010. – С. 6–8.

3.     Баршай В.М. Гимнастика: учебник / В.М. Баршай, В.Н. Курысь, И.Б. Павлов. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – 314 с.

4.     Бондин В.И. Функциональное состояние и здоровье населения разного возраста в современных условиях окружающей среды / В.И. Бондин, Л.В. Абакумова, В.В. Хренкова и др.  / В сб.: Развитие личности в образовательных системах: материалы докладов XXIX международных психолого-педагогических чтений. – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2010. – Ч. III. – С. 228–235.

5.     Визитей Н.Н. Совершенствование концептуальных основ базовых учебных дисциплин в системе подготовки кадров как важный фактор модернизации физкультурной и спортивной деятельностей: сб. матер. Российской науч.-практ. конф. с международным участием «Модернизация физического воспитания и спорта в Российской Федерации» (6-10 сентября 2010 г., Ростов-на-Дону) / под ред. В.М. Баршая, С.Н. Литвиненко. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2010. – С.  390–395.

6.     Иванченко В.Н. Обновление деятельности учреждений дополнительного образования детей региона на основе внедрения здоровьесберегающих технологий / В.Н. Иванченко // Здоровье в образовании: опыт образовательных учреждений : сб. матер. Областной науч.-практ. конф.. 27-28 апреля 2011г. г. Ростов-на-Дону / под. ред. Л А.Турик. – Таганрог:  Изд-во Таганрог. Гос. пед. института, 2011. – С. 52–53.

7.     Клинская Е.О. Интегральная оценка качества среды жизни и показателей здоровья населения Еврейской автономной области  Е.О. Клинская / в сб: Экология и медицина: современное состояние, проблемы и перспективы. Материалы междунар. науч.-практ. конф. 2-3 ноября 2010 г. – М., 2010. – С. 12–15.

8.     Колкутин В.В. Судебно-медицинская экспертиза повреждений у живых лиц / В.В. Колкутин, Ю.И. Соседко. – М.: Юрлитинформ, 2002. – 409 с.

9.     Кушкарова А.М. Влияние социально-гигиенических и экологических факторов на здоровье детей и подростков Южно-Казахстанской области / А.М. Кушкарова, М.А. Булешов, А.А. Есалиев / в сб.: Экология и медицина: современное состояние, проблемы и перспективы. Материалы междунар. науч.-практ. конф. 2-3 ноября 2010 г.–  М., 2010. – С. 15–16.

10.  Современный словарь по педагогике / Сост. Е.С. Рапацевич. Современное слово, 2001. – С. 748.

11.  Соловьев Г.М. Культура здорового образа жизни (теория, методика, системы) [Текст]: учеб. пособие / Г.М. Соловьев, Н.И. Соловьева – М.: Илекса, 2008. – 432 с.

12. Судебно-медицинская травматология / Под ред. А.П. Громова, В.Г. Науменко. – М.: Медицина, 1977. – 390 с.

13.  Турик, Л.А. Уровни формирования здоровьесберегающих компетенций у школьников / Л.А. Турик // Здоровье в образовании: опыт образовательных учреждений: сб. матер. Областной науч.-практ. конф.. 27-28 апреля 2011 г. – Ростов-на-Дону / под ред. Л.А. Турик. – Таганрог: Изд-во Таганрог. Гос. пед. института, 2011. – С. 30–37.

14.  http://news.kremlin.ru/news/11743

Информация для связи с автором: е-mail: centrepav@mail.ru;

тел. 8(918)5556389

Поступила в редакцию 14.09.11 г.