Теоретико-методологическое основание внедрения и адаптации передовых спортивных технологий в новой среде их функционирования

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук С.В. Мухаев1
Доктор педагогических наук, профессор Л.А. Семёнов2
1Баскетбольный клуб «Енисей», Красноярск
2Сургутский государственный педагогический университет, Сургут

Представлены особенности функционирования спортивных технологий в практике спортивной тренировки, влияющие на их внедрение и адаптацию в новую среду. Взаимная увязка особенностей функционирования технологий со спецификой их внедрения и адаптации в различных областях физической культуры и спорта позволила установить основные закономерности и принципы конверсии спортивных технологий в теорию и практику тренировки большинства видов спорта, связанных с высокой двигательной активностью. Выявленные закономерности и принципы могут  являться теоретико-методологическим основанием для разработки механизма внедрения и адаптации спортивных технологий в новую среду функционирования.  Выявлены  закономерности конверсии высоких спортивных технологий в теорию и практику тренировки спортивных дисциплин с высокой двигательной активностью: возможность конверсирования определяется связью характера технологии со спецификой соревновательной деятельности обогащаемой спортивной дисциплины; эффективность функционирования конверсированной технологии в новых условиях зависит от степени сохранности её концептуальной основы; характер конверсионных изменений в теории и практике обогащаемой спортивной дисциплины – от класса конверсируемой технологии.

Ключевые слова: спортивные технологии; закономерности и принципы конверсии технологий; теоретико-методологическое основание конверсии.

Литература

  1. Альходжали Р.Ф. Возрастная динамика специальной подготовленности баскетболисток: дис.  ...  канд. пед. наук: / Р.Ф. Альходжали. – М., 1989. – 139 с.
  2. Мехрикадзе В.В. О профессии тренера, поиске идей и спринтерском беге / В.В. Мехрикадзе. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 164 с.
  3. Мухаев С.В.  Конкретизация предмета конверсии на основе выделения различных классов спортивных технологий / С.В. Мухаев, Л.А. Семёнов  // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2016. – № 1. – С. 9-11.
  4. Мухаев С.В.  Особенности конверсии передовых технологий в спорт высших достижений, детско-юношеский спорт и спортизированное физическое воспитание / С.В. Мухаев, Л.А. Семёнов  // Теория и практика физ. культуры. – 2017. –  № 8. – С. 66-68.
  5. Портнов Ю.М. Основы управления тренировочно-соревновательным процессом в спортивных играх / Ю.М. Портнов. – М., 1996. – 200 с.
  6. Ратов И. П. Биомеханические технологии подготовки спортсменов  / И.П. Ратов, Г.И. Попов, А.А. Логинов и др. – М.: Физкультура и спорт, 2007. – 120 с.
  7. Соха Т. Женский спорт / Т. Соха. – М.: Теория и практика физической культуры, 2002. – 203 с.
  8. Яхонтов Е.Р. Физическая подготовка баскетболистов: учеб. пособие / Е.Р. Яхонтов. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб., Олимп, 2006. – 134 с.