Типологическая модель посетителей фитнес-центров
Фотографии:
ˑ:
Кандидат социологических наук, доцент Ш.Ф. Фарахутдинов1
Профессор В.А. Шерегова2
1Тюменский индустриальный университет, Тюмень
2Тюменский государственный институт культуры, Тюмень
Статья посвящена выделению типологических групп посетителей фитнес-центров в крупном городе. Данный вопрос представляется актуальным в связи с широким распространением фитнес-индустрии и ростом её социальной значимости, обусловленной активным вовлечением населения в спортивную жизнь. Анализируются результаты опроса, проведённого в г. Тюмени весной 2017 г. В ходе применения к массиву данных, полученных в процессе эмпирического исследования, иерархического кластерного анализа, авторами выделено шесть типов посетителей фитнес-центров с различными приоритетами в выборе спортивных занятий. Представлена краткая характеристика социально-демографических признаков и особенностей потребления фитнес-услуг каждого из выделенных типов. Авторы полагают, что процессы, протекающие в фитнес-индустрии, могут быть полезны для оценки состояния российского социума в целом. Делается вывод о потенциальной трансформации существующей классификации и необходимости проведения дальнейших исследований, которые позволили бы следить за изменением ситуации в динамике.
Ключевые слова: фитнес, типология, кластерный анализ, социологическое исследование, спортивные приоритеты.
Литература
- Бартенева Н.Е. Гендерные особенности поведения потребителей на рынке фитнес-услуг: опыт эмпирического исследования / Н.Е. Бартенева // Научные дискуссии. – 2015. – Т. 4. – С. 39-43.
- Беставишвили Т.Г. Организационно-экономические факторы становления фитнес-клуба: текст докт. дис. – Санкт-Петербург: Нестор-История / Т.Г. Беставишвили, 2015. – 467 с.
- Кравченко А.И. Методология и методы социологических исследований. В 2 ч. Ч. 1: учебник для академического бакалавриата / А.И. Кравченко. – М.: Юрайт, 2017. – 280 с.
- Рябчиков А.И. Фитнес и его место в физической культуре / А.И. Рябчиков // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 5. – С. 103-104.