Ментальное пространство физической культуры: психолингвистический аспект формирования здорового образа жизни

Фотографии: 

ˑ: 

 

ТиПФК № 1 2018, с.97-99

Кандидат филологических наук И.Ю. Ваганова1
Магистрантка М.Ю. Биктуганова1, 2
Кандидат педагогических наук С.В. Казанцев1
Магистр педагогического образования А.В. Разумова2
Магистрантка Е.В. Харитонова2
1Министерство физической культуры и спорта Свердловской области, Екатеринбург
2Уральский федеральный университет, Екатеринбург

Данная статья посвящена решению проблемы организации информационного воздействия на субъекта для решения социально значимой задачи: укрепления здоровья населения, формирования здорового образа жизни. В качестве операционального механизма рассматривается ментальное пространство как особый лингвокогнитивный феномен, служащий для аккумуляции знаний человека об объекте. Данный подход позволяет выстраивать информационное воздействие с учетом специфики когнитивной деятельности человека, а именно с особенностями моделируемой в сознании человека картины мира. Последняя имеет сложную многоуровневую структуру. Функционируя в сознании субъекта, она обладает способностью к постоянному изменению: расширению, дополнению, преобразованию в результате получения и переработки различной информации. Картина мира не только содержит сведения об объектах действительности, но и включает в себя систему ценностей, определяющую поведение человека в обществе, совершаемый им выбор. В частности, одним из элементов этой системы является категория здорового образа жизни, которая неразрывно связана с категорией физической культуры.
Опираясь на экспериментальные данные, авторами проводится анализ ментального пространства физической культуры, создателем которого является коллективный субъект. Это позволяет выявить наиболее значимые для коллективного субъекта элементы, смежные категории, доминирующие виды информации, а также векторы когнитивного, эмотивного и оценочного воздействия, обладающие наибольшим потенциалом.

Ключевые слова: физическая культура, здоровый образ жизни, ментальное пространство, картина мира.

Литература

  1. Ваганова И.Ю. Ментальное пространство как механизм продвижения ВФСК ГТО / И.Ю. Ваганова// Педагогическое образование в России. – 2014. – № 9. – С. 18-21.
  2. Ваганова И.Ю. Физическая культура и спорт сквозь призму языкового сознания студентов /И.Ю. Ваганова, В.А. Рачева // Педагогическое образование в России. – 2016. – №11. – С. 199-203.
  3. Петренко В.Ф. Основы психосемантики / В.Ф. Петренко. – М., 2010.
  4. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2009 г. №1101-р) (электронный ресурс). – URL: https://www.minsport.gov.ru/activities/federal-programs/2/26363/ (дата обращения 1.09.2017)