Влияние физических нагрузок на когнитивные функции студентов

Фотографии: 

Аспирантка Л.Ш. Беданокова
Рис. 1. Показатели латентности Р3a у занимающихся (баскетбол, дзюдо) и не занимающихся спортом студентов
Рис. 2. Показатели амплитуд Р3a в ответ на различные виды стимулов у занимающихся (баскетбол, дзюдо) и не занимающихся спортом студентов
Рис. 3. Показатели латентности Р3b у занимающихся (баскетбол, дзюдо) и не занимающихся спортом студентов
Рис. 4. Показатели амплитуд Р3b на различные виды стимулов у занимающихся (баскетболом, дзюдо) и не занимающихся спортом студентов

ˑ: 

Влияние физических нагрузок на когнитивные функции студентов

Аспирантка Л.Ш. Беданокова. Адыгейский государственный университет, Майкоп

Ключевые слова: методика Р300, когнитивные вызванные потенциалы, баскетболисты, дзюдоисты.

Введение. В основе индивидуального совершенствования мастерства спортсменов лежит тренировка способности быстро принимать решение в меняющейся игровой обстановке. Согласно литературным данным [7] занятия спортом, в частности баскетболом, приводят к укорочению латентного времени сложной условно-рефлекторной двигательной реакции, требующей выбора правильного ответа, прежде всего за счет уменьшения времени, затрачиваемого на принятие решения. Чаще всего в исследованиях российских [4] и большей части работ зарубежных авторов рассматривается только показатель Р300 в ответ на слуховые раздражители. Представляет интерес рассмотрение обоих компонентов Р300 (P3a и P3b) в ответ не только на слуховые, но и на зрительные стимулы, чтобы выявить наиболее развитую сенсорно специфическую систему у спортсменов в зависимости от спортивной специализации. Известно, что выделение P3a позволяет оценить процесс узнавания, в то время как  компонент Р3b когнитивных вызванных потенциалов считается электрофизиологическим коррелятом процесса принятия решения и регистрируется при предъявлении значимых стимулов, требующих концентрации  внимания [5, 8]. По данным литературы, более низкие показатели латентности P3b, а также амплитуды и латентности  P3a наряду с более высокими показателями амплитуд P3b свидетельствуют о развитии количественно-качественных параметров когнитивных процессов, активности и слаженности в работе нейрональных популяций, вовлеченных в процессы узнавания, принятия решения [1, 4].

Цель исследования – определить влияние физических нагрузок на когнитивные функции студентов в зависимости от их спортивной специализации и квалификации.

Методы и организация исследования. C помощью компьютерного комплекса «Нейро-МВП-8» (фирма «НейроСофт», г. Иваново) определяли когнитивные показатели по методике Р300 в ситуации случайно возникающего события ("odd-ball" paradigm). Методика осуществлялась с применением стимулов различной сложности и модальности (реверсивный шахматный паттерн, тоновый щелчок, светодиодная вспышка).

Выводы

1. При предъявлении всех трех видов стимулов у студентов-баскетболистов и спортсменов-дзюдоистов процесс принятия решения осуществлялся с большей легкостью, чем у студентов-неспортсменов.

2. У студентов-баскетболистов процесс узнавания слуховых стимулов происходил быстрее, чем у квалифицированных спортсменов-дзюдоистов и студентов, не занимающихся спортом.

3. У студентов-баскетболистов при использовании всех трех видов стимулов процесс принятия решения осуществлялся быстрее и с большей легкостью, чем у квалифицированных спортсменов-дзюдоистов и студентов не занимающихся спортом.

4. Скорость принятия решения в значительной степени определяется спортивной специализацией. Систематические занятия дзюдо, а особенно баскетболом, переводят нейронный аппарат соответствующей сенсорно специфической системы головного мозга на более высокий уровень лабильности, что обеспечивает быстроту процессов узнавания и принятия решений, то есть анализа сенсорной информации.

Литература

 1. Капилевич Л.В.  Зрительные и когнитивные вызванные потенциалы головного мозга у спортсменов / Л.В. Капилевич, Е.В. Замулина, В.Г. Шилько // Теория и практика физ. культуры. 2007. – № 3. – С. 59–61.

2. Корюкалов Ю.И. Биоэлектрические процессы мозга при различных функциональных состояниях у юношей 18-25 лет: автореф. дис. … канд. биол. наук / Ю.И. Корюкалов. – Челябинск, 2008.

3. Нейрофизиологическая диагностика и лечение когнитивных нарушений при заболеваниях нервной системы у детей: Метод. рекомендации / С.К. Евтушенко, Т.М. Морозова, А.А. Омельяненко [и др.]. – Донецк, 2010.

4. Опыт применения вызванных потенциалов в клинической практике / Под ред. В.В. Гнездицкого, А.М. Шамшиновой. – М.: МБН, 2001. – 480 с.

5. Проявление индивидуальных особенностей темперамента в параметрах поведенческих реакций и когнитивных вызванных потенциалов в ситуации внимания / Б.В. Чернышев, В.Е. Безсонова, Е.Г. Чернышева [и др.] // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». – 2011. – № 3.

6. Ровний А.С. Сенсорні механізми управління точнісними рухами людини: монографія / А.С. Ровний. – Харків: ХаДІФК, 2001. – 220 с.

 7. Сологоуб  Е.Б. ЭЭГ и психофизиологические показатели у спортсменов с различными стилями соревновательной деятельности / Е.Б. Сологуб // Физиология человека. – 1993. – Т. 19. – № 1. – С. 10–14.

8. Хомская Е.Д. Системные изменения биоэлектрической активности мозга как нейрофизиологическая основа психических процессов / Е.Д. Хомская // Естественно-научные основы психологии / Под ред. А.А. Смирнова, А.Р. Лурия, В.Д. Небылицына. – М.: Педагогика, 1978. – С. 234–253.

9. Aging, physical activity, and cognitive processing: an examination of P300 K. McDowell, S.E. Kerick, D.L. Santa Maria [et al.] // Neurobiology of Aging. – 2003. – Vol. 24 (4). – Р. 597-606.

10. Isolation of late event-related components to checkerboard stimulation / V. Giger-Mateeva, F. Riemslag, D. Reits [et al.] // Electroencephalogr. Clin. Neurophysiol. – 1999. – Vol. 50. – P. 133-149.

11. Knight RT, Scabini D, Woods DL. et al . Contributions of temporal-parietal junction to the human auditory P3 . Brain Research. 1989 ; 502 :109-116.

12. Pavlenko V.B., Konareva I.N. Individual Personality-Related Characteristics of Event-Related EEG Potentials Recorded in an Experimental Situation Requiring Production of Time Intervals // Neirofiziologiya / Neurophysiology. – 2000. – Vol. 32. – P. 48–55.

13. Polich J. Updating P300: An integrative theory of P3a and P3b // Clinical Neurophysiology. – 2007. – Vol. 10. – P. 2128–2148.

14. Reactivity and event-related potentials during attentional tests in athletes / G. Fontani, D. Maffei, S. Cameli [et al.] // Eur J. Appl. Physiol. – 1999. – Vol. 80. – Р. 308–317.

15. Visual P3a in male alcoholics and controls / S. Rodriguez Holguin, B. Porjesz, D.B. Chorlian [et al.] // Alcohol Clin. Exp. Res. – 1999. – Apr. 23 (4). – Р. 582–591.

Информация для связи с автором: coralmed01@yandex.ru

Поступила в редакцию 04.05.2013 г.