Педагогические условия организации профилактики употребления психоактивных веществ студентами физкультурного вуза
Фотографии:
ˑ:
Педагогические условия организации профилактики деятельности употребления психоактивных веществ студентами физкультурного вуза
Соискательница Л.Ф. Артемьева. Заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор А.Я. Найн. Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Барышев. Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск
Ключевые слова: социально-педагогические условия, студенты физкультурного вуза, психоактивные вещества, профилактическая деятельность.
Введение. Распространение и употребление психоактивных веществ в России превратилось в острейшую проблему, стало фактором подрыва демографического, социально-экономического и оборонного потенциала. Наркомания приводит к деградации людей, сокращению численности населения, снижению потенциала развития и конкурентоспособности страны. Опыт употребления наркотиков в Российской Федерации имеют около 13 % граждан, а именно 18 млн человек. При этом к 24 годам уже каждый пятый молодой человек пробовал наркотики. Общее число лиц, эпизодически употребляющих наркотики в немедицинских целях, достигает 5,5 млн человек, а употребляющих наркотики регулярно – до 3 млн человек. Ежегодно от наркотиков в стране умирают около 100 тыс. человек [1, с. 56-62].
Цель исследования – выявление педагогических условий организации профилактической деятельности употребления психоактивных веществ подростками и молодежью в рамках созданного физкультурно-спортивного центра.
Методика и организация исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы. Теоретические: анализ нормативных документов в сфере образования, направленных на профилактику употребления молодежью психоактивных веществ; историко-педагогический, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ проблемы. Эмпирические : исследование и обобщение эффективного опыта молодежных общественных объединений, констатирующий и поисковый эксперименты, наблюдение, анкетирование, тестирование, экспертное оценивание, статистические методы обработки данных.
В заключение можно отметить следующее. Несмотря на многие усилия органов управления образованием и педагогических коллективов различных образовательных учреждений, направленные на организацию профилактической деятельности употребления подростками ПАВ, проявляются явные недоработки в вопросах развития у молодежи навыков ЗОЖ, рациональной организации досуга, формирования психической устойчивости против употребления ПАВ. Обращает на себя внимание пристрастие определенной части молодежи к проведению свободного от занятий времени (досуга) в ночных клубах и барах, ставших одним из самых доступных источников приобретения наркотических веществ. Определенную негативную роль продолжает играть также деятельность ряда средств массовой информации и интернета. Поэтому одной из приоритетных задач образовательных учреждений является постоянное целенаправленное совершенствование действенной системы по созданию условий позитивной профилактики различных видов зависимостей, развитию антинаркотического добровольческого движения.
Литература
1. Артемьева Л.Ф. Новые направления в организации профилактики наркомании подростков и студентов / Л.Ф. Артемьева // Педагогическая наука и образование: темат. сб. науч. трудов. Вып. 13 / отв. ред. А.Я. Найн. – Челябинск: Урал ГУФК, 2013. – С. 56–62.
2. Богданова Е.В. Педагогические условия организации волонтерской деятельности студентов педагогического вуза / Е.В. Богданова // Сибирский педагогический журнал, 2013. – № 1. – С. 185–189.
3. Журлова И.В. Социально-педагогическая виктимология: курс лекций / И.В. Журлова. – Мозырь: УО МГПУ им. И.П. Шамякина, 2004. – 172 с.
4. Компетентностный подход в образовании как основа качественной подготовки специалистов физической культуры: монография: отв. ред. А.Я. Найн. – Челябинск: Изд-во УралГУФК, 2012. – 340 с.
5. Лыгина М.А. Волонтерское движение – новое направление первичной профилактики наркомании / М.А. Лыгина // Известия Пензенского гос. пед. университета им. В.Г. Белинского, 2010. – № 11. – С. 15–18.
6. Селиванова Н.Л. Деятельность эксперта в оценке качества воспитания личности / Н.Л. Селиванова // Вопросы воспитания. – 2012. – № 3. – С. 86–93.
7. Сикорская Л.Е. Педагогический потенциал добровольческой деятельности в социализации студенческой молодежи / Л.Е. Сикорская // автореф. дис. … докт. пед. наук / Л.Е. Сикорская. – Елец, 2011. – 36 с.
8. Черепанова Н.В. Добровольчество как основа деятельности некомерческой организации / Н.В. Черепанова // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. «Здоровье города». – Ставрополь: Сервисшкола, 2006. – С. 35–39.
9. Фрэнкин Р. Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты / Р. Фрэнкин. – СПб.: Питер, 2003. – 608 с.
Информация для связи с автором: artlu21@mail.ru
Поступила в редакцию 07.05.2013 г.