Самостоятельная работа студентов в период производственной практики как фактор становления проф. компетентности

Фотографии: 

Доктор педагогических наук, профессор Л.М. Куликова
Таблица 1. Затраты студентов на самостоятельную работу в процессе производственной практики (в день)
Таблица 2. Оценка результатов СРС

ˑ: 

Самостоятельная работа студентов в период производственной практики как фактор становления профессиональной компетентности

Доктор педагогических наук, профессор Л.М. Куликова. Доктор педагогических наук, профессор Л.М. Куликов. Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

Ключевые слова: самостоятельная работа, студенты, производственная практика, профессиональная компетентность.

Введение. Современные социально-экономические условия развития общества предъявляют повышенные требования к качеству подготовки будущих бакалавров и магистров с высшим образованием. В условиях рыночной экономики выпускники вузов должны быстро адаптироваться к новым условиям труда и самостоятельно принимать решения по многим вопросам профессиональной деятельности. В частности, в спорте высших достижений побед добиваются те, кто находит свои инновационные пути и методы, отличные от других. Вырабатывать такие решения студентам во многом помогает самостоятельная работа во время обучения в вузе.

Целью самостоятельной работы студентов (СРС) в условиях производственной практики является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными компетенциями, опытом творческой работы, исследовательской деятельности.

Методика и организация исследования. СРС в условиях производственной практики способствует развитию самостоятельности, познавательной активности, творческого отношения к труду, ответственности за принимаемые решения. При этом самостоятельная работа требует наличия у студентов общеучебных умений, предусматривающих умение планировать эту работу, точно ставить систему задач, выделять из них главные, умело выбирать способы наиболее быстрого экономного решения поставленных задач, анализировать итоги работы, оперативно вносить коррективы [1, с.112]. Поэтому не случайно самостоятельная работа  в период производственной практики является специфическим педагогическим средством организации и управления самостоятельной деятельностью студентов. При этом происходит выполнение различных заданий производственного, исследовательского и творческого характера, выступающих как средство усвоения системы профессиональных знаний, способов познавательной и профессиональной деятельности, формирования навыков и умений творческой деятельности и профессионального мастерства.

Вывод. Возрастание доли СРС в процессе производственной практики характерно для всех вузов и является устойчивой тенденцией. В процессе СР происходит приобретение знаний, формирование компетенций в профессиональной и научно-исследовательской и творческой деятельности, устойчивого интереса к выбранной профессии, ясного представления себя и своих полномочий в будущей деятельности, без которых невозможна подготовка компетентного бакалавра, магистра физической культуры.

Литература

1. Анисимова В.А. Формирование у студентов вуза физической культуры готовности к самообразованию: дис. … канд. пед. наук / В.А. Анисимова: УралГАФК. – Челябинск, 2003. – 178 с.

2. Куликова Л.М. Профессиональная подготовка студентов вуза физической культуры: монография / Л.М. Куликова. – Челябинск: УралГУФК, 2012. – 269 с.

3. Куликова Л.М. Профессионально-ориентированная практика бакалавров направления «Физическая культура» в ДЮСШ / Л.М. Куликова. – Челябинск, Уральская академия, 2011. – 48 с.

Информация для связи с автором: natali74l@mail.ru

Поступила в редакцию 15.05.2013 г.