Значение физического развития и отдельных социальных факторов в дифференциации спирометрических параметров детей
Фотографии:
ˑ:
Значение физического развития и отдельных социальных факторов в дифференциации спирометрических параметров детей 12-13 лет
Марцин Пасек, Моника Михаловска-Савчин, Алиция Новак-Залеска, Войсех Саклак, Артур Зиулковски. Академия физического воспитания и спорта в Гданьске, Гданьск, Польша
Ключевые слова: биологическое развитие, весо-ростовой показатель, жировая ткань, параметры спирометрии, экологические условия.
Введение. Физическое развитие и физическая подготовленность формируются под влиянием многих факторов, которые подлежат различным изменениям. Поэтому возникает необходимость в непрерывном наблюдении как за положительными, так и за отрицательными последствиями их воздействия. Процесс развития включает перемены в человеческой жизни, которые можно рассматривать со стороны физического, моторного и психического развития. Биологическое развитие – это совокупность неотвратимых биологических процессов, происходящих в развивающимся организме от момента зачатия до состояния зрелости. Физическое развитие это также биологический процесс, влияющий на количественные и качественные перемены в человеческом организме с учетом множества как внешних так и внутренних факторов.
Цель исследования – оценка значения физического развития и физической работоспособности, а также отдельных социальных переменных для дифференциации спирометрических параметров у детей выбранных начальных школ Поморья Польши. Такая оценка проводилась на основании сравнительного анализа отдельных показателей биологического развития количественно сравнимых групп детей начальных школ городов и деревень Поморского воеводства.
Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие 111 детей, в том числе 58 мальчиков в возрасте 12,7 ± 0,5 года и 53 девочки в возрасте 12,9 ± 0,5 года. Это были представители 2 начальных школ Поморского воеводства: одна группа из большого города (Гдыня), а вторая из деревни (Люзино). Городскую школу представляла группа 30 мальчиков и 25 девочек, школу из деревни – 28 мальчиков и 28 девочек. Для исследования физического развития анализировали следующие параметры: рост и вес тела, весоростовой показатель, толщину жировой складки и спирометрию легких. Применялись такие исследовательские инструменты: рулетка, медицинские весы, складкомер Fat Tester и спирометр KoKo. Проведена статистическая оценка основных параметров вентиляции: FVC (форсированная жизненная ёмкость легких), FEV1 (объём форсированного выдоха за 1 с), FEF 25-75% (мгновенная объёмная скорость выдоха), PEFR (пиковая объемная скорость выдоха). Определяли показатель BMI и сумму толщин жировых складок по английской методике [4]. Работоспособности исследовали с помощью степ-теста по Astrand-Ryhming. Он заключается в подъемах на ступеньку высотой 40 см для мальчиков и 35 см для девочек в течение 5 мин в темпе 90 шаг/мин (темп задавали метрономом). На 4-й мин теста подсчитывали пульс спорттестером Polar FS2C. Результат теста использовали для рассчета максимального потребления кислорода (Vo2max) по монограмме Astrand-Ryhming с учетом корректировки для детей.
Выводы. В исследуемых группах мальчиков местожительство является существенным условием дифференциации спирометрических параметров в пользу групп городских детей. Соприкосновение с табачным дымом при пассивном курении показывает слабую корреляцию с дыхательной способностью в исследуемой группе детей. Показано много статистически достоверных зависимостей при исследовании отдельных соматических признаков, таких как взаимосвязь спирометрических параметров с высотой и массой тела и в меньшей степени – с толщиной жировых складок. Уровень физической работоспособности показывает больше связей с спирометрическими параметрами в группе девочек. У мальчиков такую зависимость наблюдали только по показателю FEV1.
Литература
1. Beunen, G., Malina R., Ostyn M., Renson R., Simons J.,Van Gerven D. Fatness, growth and motor fitness of Belgian boys. Hum. Biol., 1983, 3, 599–613.
2. Greksa, L., Spielvogel H., Caceres E. Total lung capacity in young highlanders of Aymara ancestry. Am. J. Phys. Anthropol., 1994, 94 [4], 477–486.
3. Inselma, L., Milanese A., Deurloo A. Effect of obesity on pulmonary function in children. Pediatr. Pulmonol., 1993,16 [2], 130–137.
4. Lohmann, T. The use of skinfolds to estimate body fatness In children and youth. J. Physical Educ. Recr. Dance, 1987, 58 [9], 98–102.
5. Rona, R., Chinn S. Lung function, respiratory illness and passive smoking in British primary school children. Thorax, 1993, 48 [1], 21–25.
6. Рожек К. Выбрвнные параметры вентиляции в аспекте уровня моторических способностей детей и молодежи. АФВ. Вроцлав, 2006.
7. Scarlett, J., Abbott K., Peacock J., Strachan D., Anderson H. Acute effects of summer air pollution on respiratory function in primary school children in southern England. Thorax, 1996, 51 [11], 1109–1114.
8. Shephard, R., Lavallée H. Effects of enhanced physical education on lung volumes of primary school children. J. of Sport Med. and Phys. Fit., 1996, 36, 186–194.
Информация для связи с автором: pasek@hot.pl
Поступила в редакцию 29.04.2013 г.