Нейрофизиологическиц статус и аэробные возможности спортсменов с различной направленностью тренировочного процесса

Фотографии: 

Кандидат биологических наук Т.Г. Петрова
Таблица 1. Показатели простой зрительно-моторной реакции у квалифицированных спортсменов и не занимавшихся спортом студентов, M±m
Таблица 2. Показатели критической частоты световых мельканий у квалифицированных спортсменов и студентов, не занимающихся спортом, M±m

ˑ: 

Особенности нейрофизиологического статуса и аэробных возможностей спортсменов с различной направленностью тренировочного процесса

Кандидаты биологических наук Т.Г. Петрова, Т.В. Челышкова, Н.Н. Хасанова. Адыгейский государственный университет, Майкоп

Ключевые слова: нервная система, нейрофизиологический статус, аэробные возможности организма, спортсмены-дзюдоисты, спортсмены-легкоатлеты.

Введение. Сохранение и укрепление здоровья студентов в настоящее время превращается в значимый фактор идеологической, социальной, культурной, экономической политики государства. В этих условиях спорт как элемент здорового образа жизни студенческой молодежи становится важной составляющей, характеризующей развитие общества в современных условиях [1, 4, 5, 12].

Цель исследования – определить влияние спортивных физических нагрузок на функциональное состояние нервной системы и общую выносливость организма студентов.

Методика и организация исследования. Исследование проводилось в кросс-секциональном режиме на студентах Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета. Обследованы юноши, занимающиеся дзюдо (35 человек) и легкой атлетикой (30 человек). Они составили экспериментальную группу (ЭГ). В контрольную группу (КГ) вошли 35 студентов 2-4-го курсов факультета естествознания Адыгейского государственного университета с традиционным двигательным режимом (2 ч физической культуры в неделю).

Выводы

1. Выявлены принципиальные различия в базовых нейрофизиологических показателях функционального состояния центральной нервной системы у студентов в зависимости от спортивной специализации и квалификации: у квалифицированных легкоатлетов в сравнении с квалифицированными дзюдоистами, а также неспортсменами преобладает контингент (63,5%) с высоким темпом движений при теппинг-тесте, с сильным типом нервной системы, высокой лабильностью.  

2. Для квалифицированных дзюдоистов в 71,4% случаев характерна наиболее высокая скорость сенсомоторной реакции на движущийся объект, относительно меньшие временные параметры простой зрительно-моторной реакции, отражающей подвижность нервных процессов; доминирует контингент с количеством точных реакций. Последнее указывает на оптимизацию баланса нервных процессов при занятиях дзюдо, что является непременным условием успешности борьбы, расширяет возможности экстраполяции, позволяет четче предвидеть возможные перемещения соперников по татами.

3. Наиболее высокий уровень развития аэробных возможностей и общей выносливости организма отмечается у квалифицированных бегунов-легкоатлетов по сравнению с квалифицированными дзюдоистами и не занимающимися спортом студентами, что свидетельствует о различном влиянии характера тренировочного процесса на физическое состояние организма. При этом уровень физического состояния квалифицированных легкоатлетов и дзюдоистов оценивается по показателям МПК как высокий, а у неспортсменов – как выше среднего.

Литература

1. Агаджанян Н.А. Качество и образ жизни студенческой молодежи / Н.А. Агаджанян, И.В. Радыш // Экология человека. – 2009. – № 5. – С. 3–8.

2. Балюк В.Г. Взаимосвязь и значимость основных нейродинамических характеристик спортсменов различной специализации и квалификации: автореф. дис. ... канд. биол. наук / В.Г. Балюк. – Архангельск, 2009. – 20 с. 

3. Беленко И.С. Влияние занятий спортом на функциональное состояние нервной и дыхательной систем юных футболистов и баскетболистов 10-15 лет разных соматотипов: автореф. дис … канд. биол. наук / И.С. Беленко. – Майкоп, 2010.

4. Гречишкина С.С. Взаимосвязь показателей вариабельности ритма сердца и внешнего дыхания у спортсменов с разной направленностью тренировочного процесса / С.С. Гречишкина, А.В. Шаханова, Ю.Ю. Даутов // Вестник АГУ. Сер. «Естественно-математические и технические науки». – 2012. – Вып. 2 (98). – С. 90–99.

5. Гусева Н.Л. Оптимизация двигательной активности студентов с использованием различных форм физкультурно-спортивной деятельности / Н.Л. Гусева // Теория и практика физ. культуры. – 2007. – № 3. – С. 7–8.

6. Ильин Е.П. Психология сорта / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с.

7. Кузьмин А.А. Функциональные и адаптивные возможности юных футболистов и баскетболистов 10-15 лет в зависимости от соматотипа / А.А. Кузьмин, А.В. Шаханова, А.Х. Агиров // Вестник АГУ. Сер. «Естественно-математические и технические науки». – 2012. – Вып. 1. – С. 55–64.

8. Маслов Н.Б. Нейрофизиологическая картина генеза утомления, хронического утомления и переутомления человека-оператора / Н.Б. Маслов, И.А. Блощинский, В.Н. Максименко // Физиология человека. – 2003. – Т. 29. – № 5. – С. 123–133.

9. Петрова Т.Г. Нейрофизиологический статус и его связь с морфотипом у спортсменов-легкоатлетов / Т.Г. Петрова, А.В. Шаханова, Н.Н. Хасанова, Г.М. Коновалова // Вестник АГУ. Сер. «Естественно-математические и технические науки». – 2012. – Вып. 2.

10. Роженцов В.В. Адаптация зрительного анализатора при измерении времени зрительного восприятия / В.В. Роженцов, М.М. Полевщиков // Фундаментальные исследования. – № 11. – 2011. – С. 181–184.

11. Солодков А.С. Функциональная система адаптации и ее составляющие / А.С. Солодков // Адаптация в спорте: состояние, перспективы, проблемы: Материалы междунар. науч. конф. – СПб. – 2009. – С. 220–221.

12. Шаханова A.B. Медико-биологическая оценка влияния двигательной активности в режиме продленного дня школы на соматическое развитие и физическую подготовленность школьников: метод. реком. / А.В. Шаханова, И.И. Чвань. – Майкоп: Изд. полигр. и книготорг «Адыгея», 1991. – 57 с.

Информация для связи с автором: tatyana.petrowa-golubencko@ya.ru

Поступила в редакцию 30.04.2013 г.