Монотоноустойчивость как фактор достижения успешности спортивной деятельности юных пловцов в ластах
Фотографии:
ˑ:
Монотоноустойчивость как фактор достижения успешности спортивной деятельности юных пловцов в ластах
Аспирант П.П. Дудченко. Кандидат педагогических наук, профессор В.П. Аксенов. Кандидат педагогических наук, профессор Ю.Н. Шувалов. Тульский государственный университет им. Л.Н. Толстого, Тула
Ключевые слова: плавание в ластах, монотонность, юные пловцы, устойчивость, физическая подготовка.
Введение. Подготовка спортивных резервов является важной частью системы подготовки спортсменов высокого класса. В настоящее время в ряде видов спорта наблюдается все более ранняя специализация. Нагрузки взрослых спортсменов граничат с пределом человеческих возможностей. Юные спортсмены также вынуждены тренироваться по многу часов в неделю. Такая тенденция имеет устойчивый характер, поскольку спортивные результаты постоянно растут. Определенным выходом из создавшегося положения послужит разработка научно обоснованных рекомендаций по организации и содержанию тренировочного процесса в детском и юношеском спорте (М.Я. Набатникова, В.П. Филин, Л.П. Матвеев, В.Г. Никитушкин и др.).
Цель исследования – выявить влияние устойчивости к монотонии на успешность спортивной деятельности у юных спортсменов 11-12 лет в плавании в ластах.
Методика и организация исследования. Эксперимент проводили в 2010-2012 гг. на базе СДЮШОР по водным видам спорта «Дельфин» в г. Туле. Испытуемыми были 30 спортсменов-подводников 11-12 лет со стажем занятий плаванием в ластах 4 года.
Обобщая результаты исследования, можно утверждать, что тренировочная и соревновательная деятельность в плавании в ластах по своему характеру способствует развитию такого негативного психического состояния, как монотония. Высокая степень устойчивости к монотонии является одним из важных факторов адаптации к различным физическим нагрузкам в данном виде спорта, она положительно влияет на уровень общей и специальной физической подготовленности и в конечном итоге – на спортивный результат пловцов-подводников 11-12 лет. Данный показатель может использоваться также при спортивной ориентации и отборе в этом виде спорта.
Литература
1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. – М.: Теория и практика физической культуры, 1986. – 274 с .
2. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2005. – 412 с.
3. Марищук В.Л. Психодиагностика в спорте / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов. – М.: Просвещение, 2009. – 198 с.
4. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. – учебник для ИФК. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
5. Набатникова М.Я. Взаимосвязь уровня разносторонней физической подготовленности и спортивных результатов у юных спортсменов / М.Я. Набатникова // Теория и практика физ. культуры. – 1984. – № 10. – С. 27–28.
6. Никитушкин В.Г. Организационно-методические основы подготовки спортивного резерва / В.Г. Никитушкин. – М.: Советский спорт, 2005. – 232 с.
7. Фетискин Н.П. Системное исследование монотонии в профессиональной деятельности: автореф. дис. … докт. психол. наук / Н.П. Фетискин. – СПб., 1993. – 43 с.
8. Филин В.П. Нагрузки и периодизация тренировочного процесса юных спортсменов на отдельных этапах многолетней подготовки в циклических видах спорта на выносливость / В.П. Филин, В.С. Рубин // Теория и практика физ. культуры. – 1988. – № 12. – С. 22–24.
Информация для связи с автором: panfilov30@mail.ru
Поступила в редакцию 23.05.2013 г.