Структура психомоторики подростков с позиций корреляционного и факторного анализов
Фотографии:
ˑ:
Структура психомоторики подростков с позиций корреляционного и факторного анализов
Доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры РФ И.М. Туревский. Кандидаты педагогических наук, доценты Г.А. Петрушина, О.Б. Серёгина, Л.В. Тарасенко, А.Ю. Фролов. Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Тула
Ключевые слова: структура психомоторики, корреляционный анализ, факторная структура, возрастная изменчивость, интеграция, дифференциация, стабилизация, инволюция, юные спортсмены, способности, двигательные качества.
Актуальность. С целью создания представления об особенностях структуры психомоторных способностей человека и ее изменения под влиянием систематических занятий спортом полученные данные изучаются, как правило, при помощи корреляционного и факторного анализов.
Статистика при изучении общественных явлений исходит из известного положения философии о всеобщей связи и взаимодействии явлений общественной жизни. Этот философский принцип находит свое подтверждение в области педагогических явлений. Статистическое изучение взаимосвязей в этой области знаний выступает как могучее средство познания объективно существующих закономерностей.
Цель исследования – изучить особенности возрастных изменений психомоторики у детей в школьный период онтогенеза
Организация исследования. В лонгитудинальных исследованиях в течение 10 лет по специальной программе тестировались 1500 школьников 7–8, 11–12 и 15–16 лет и 350 11–12-летних спортсменов, занимающихся разными видами спорта (табл. 1).
Выводы. Выявленные возрастные особенности структуры двигательных способностей представляют интерес для дальнейшей разработки концепции о роли и взаимоотношениях средств и методов общей и специальной физической (психомоторной) подготовки на разных этапах онтогенетического развития организма. В раннем возрасте любые специальные (относительно локальные) педагогические воздействия в той или иной мере оказывают влияние на большинство элементов структуры психомоторных способностей.
По мере роста и развития организма возможности избирательного воздействия на отдельные стороны двигательной функции увеличиваются, и логично думать, что для обеспечения разносторонней ПМП в старшем школьном возрасте требуется применение все большего числа различных тренирующих средств. Эта гипотеза имеет отношение и к методологии оценки двигательных способностей в раннем возрасте. Если гипотеза правомерна, то для всесторонней оценки двигательных способностей, как потенциальных, так и наличных, количество различных тестов должно увеличиваться или стабилизироваться по мере увеличения возраста обследуемых, пока не начнется стабилизация или инволюция двигательной сферы.
Литература
1. Афанасьев В.В. Теория вероятностей: учеб. пособие для студ. вузов / В.В. Афанасьев. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 350 с.
2. Бальсевич В.К. Очерки по возрастной кинезиологии человека / В.К. Бальсевич. – М.: Советский спорт, 2009. – 220 с.
3. Панфилов О.П. Структура психомоторики и сенситивные проявления двигательных способностей детей. О.П. Панфилов, И.М. Туревский, С.И. Завьялов, В.В. Борисова // Теория и практика физ. культуры, 2012. – № 12. – С. 38.
4. Туревский И.М. Психомоторная подготовленность человека: структура, онтогенез, практика: монография / И.М. Туревский. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2012. – 350 с.
5. Фомин Н.А. Возрастные основы физического воспитания / Н.А. Фомин, В.П. Филин. – М.: Физкультура и спорт, 1972. – С. 95–103.
Информация для связи с автором: turima@gmail.ru
Поступила в редакцию 23.05.2013 г.