Моделирование фитнес-технологий в процессе физического воспитания студентов на основе диагностики «ESTECK System Complex»

Фотографии: 

ˑ: 

 

ТиПФК № 9 2017, с.30-32

Кандидат педагогических наук, доцент Т.Н. Шутова
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва

В исследовании представлены пути совершенствования дисциплины «Физическая культура» на основе фитнес-технологий для студентов разных фитнес-профилей, при этом модели занятий формируются в результате диагностики «ESTECK System Complex», включающей анализ компонентного состава тела, цифровой анализ вариабельности сердечного ритма и др. Педагогический эксперимент был организован на базе РЭУ им. Г.В. Плеханова со студентами 1-2-го курсов в рамках дисциплины «Физическая культура». Всего в исследовании приняли участие 1155 человек – 805 девушек и 350 юношей.
Проведенная диагностика показала, что студенты имеют «хороший» уровень функционального состояния, но низкие показатели реакции на физическую нагрузку, регуляции сердечно-сосудистой системы, особенно у девушек, следовательно, фитнес-технологии находятся на начальном этапе рекреационной, реабилитационной направленности.
Моделирование фитнес-технологий для юношей основной медицинской группы возможно на основе спортивных, рекреационных фитнес-технологий (атлетическая гимнастика, кроссфит, программы на базе единоборств, функциональный тренинг, смешанные программы, TRX и др.), для юношей специальной медицинской группы – на основе рекреационных и реабилитационных технологий (аквафитнес, специализированные программы по атлетической гимнастике, бильярду, круговой фитнес-тренировке, гантельной гимнастике, адаптированным смешанным программам и др.). Для девушек основной группы спортивные направления рекомендуются на втором году обучения, в первый год – рекреационные направления, такие как аквааэробика, атлетическая гимнастика, степ-аэробика средней и низкой интенсивности, тай-бо средней интенсивности, смешанные программы; для девушек специальной группы – аквафитнес, бильярд, пилатес, йога, атлетическая гимнастика, оздоровительная гимнастика, лечебная физическая культура, фитбол-гимнастика, стретчинг.

Ключевые слова: студенты, фитнес-технологии, физическая культура, личностно ориентированный подход, основная и специальная медицинские группы, диагностика.

Литература

  1. Андрющенко Л.Б. Самообразовательная деятельность по дисциплине «Физическая культура» в вузе: монография / Л.Б. Андрющенко, Ю.Н. Аллянов. – М: Финансовый университет, 2014. – 192 с.
  2. Андрющенко Л.Б. Компетентностно ориентированная рабочая программа по дисциплине «Физическая культура» / Л.Б. Андрющенко, О.Н. Андрющенко / В сб.: Стратегия развития спортивно-массовой работы со студентами. Матер. Всерос. науч.-метод. конф. – 2015. – С. 24-30.
  3. Белецкий С.В. Влияние информационных технологий на формирование компетенций по теоретическим основам физической культуры / С.В. Белецкий // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. – 2015. – № 4 (82). – С. 14-22.
  4. Бурханов А.И. Физическая культура как важный фактор формирования здоровья нации / А.И. Бурханов // Современные проблемы и перспективы развития физической культуры, спорта, туризма и социально-культурного сервиса: матер. междунар. науч.-практ. конф. – Набережные Челны: Поволжская ГАФКСиТ, 2015. – С. 49 – 51.
  5. Григорьев В.И. Фитнес-культура студентов: теория и практика: уч. пособие / В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, С.В. Малинина. – СПб.: СПбГУЭФ, 2010. – 228 с.
  6. Сайкина Е.Г. Фитнес-технологии: понятие, разработка и специфические особенности / Е.Г. Сайкина, Г.Н. Пономарев // Фундаментальные исследования. – 2012. – С. 890 -894.
  7. Столяр К.Э. Организационно-методические подходы к комплексной оценке физической подготовленности студентов / К.Э. Столяр, С.Ю. Витько, Р.Р. Пихаев и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 9. – С. 9-11.
  8. Шутова Т.Н. Модель интеграции традиционных видов спорта и фитнеса в физическом воспитании студентов Т.Н. Шутова, М.А. Кузьмин, Г.Б. Кондраков и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 9. – С. 19-21.
  9. Шутова Т.Н. Фитнес-технологии для повышения двигательной активности молодежи на основе глобального подхода / Т.Н. Шутова, Л.Б. Андрющенко // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 3. – С. 54-56.