Формирование мотивации к занятиям спортом у учащихся средних классов в процессе физического воспитания в школе
Фотографии:
ˑ:
ФК:ВОТ №4 2017, с.60-63
Кандидат педагогических наук, доцент Г.Н. Тхазеплова1
Кандидат педагогических наук, доцент А.М. Тхазеплов1
1Кабардино-Балкарский государственный университет, Нальчик
Цель исследования – теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности методики формирования мотивации к занятиям спортом у учащихся средних классов. К проведению экспериментальной работы были привлечены учащиеся малокомплектной СОШ с. п. Инаркой Кабардино-Балкарской республики. Анкетирование проводилось с целью выявления мотивации к занятиям спортом у учащихся 7-го и 9-го классов на определенных этапах исследования, а также изучения применяемой методики формирования мотивации к занятиям спортом у учащихся средних классов. Педагогический эксперимент носил констатирующий характер и заключался в сравнительном анализе изучаемого и собираемого фактического материала, а также бесед с учителем физической культуры, который работал также тренером по волейболу в школьной секции. Для усиления мотивации, стремления к совершенствованию полученных навыков в игровой деятельности занятия по физической культуре проводились с применением игрового и соревновательного методов; дополнительно на протяжении учебного года в содержание уроков включались подвижные игры и специальные физические упражнения по волейболу, баскетболу.
Исследование показало, что с целью формирования мотивации к занятиям спортом у школьников в каждый урок физической культуры необходимо включать (до 50% его содержания) различные игры и игровые упражнения, которые позволяют не только удовлетворять познавательные потребности учащихся, но этим самым делать процесс физического воспитания привлекательным, формирующим осознанную потребность в двигательных действиях.
Ключевые слова: мотивация, физическое воспитание, двигательные качества, повышенная двигательная активность школьников, спортивные соревнования.
Литература
- Бальсевич В.К. Физическая активность человека / В.К. Бальсевич, В.А. Запорожанов. – Киев: Здоровье, 1987. – 226 с.
- Бальсевич В.К. Феномен физической активности как социально-биологическая проблема / В.К. Бальсевич // Вопросы философия. – 1981. – № 8. – С. 14-18.
- Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология / Ю.А. Ермолаев. – М.: СпортАкадемПресс, – 2007. – 443 с.
- Железняк Ю.Д. Методика обучения физической культуре: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Ю.Д. Железняк, И.В. Кулишенко, Е.В. Крякина; под ред. Ю.Д. Железняка. – М.: «Академия», 2013. – 256 с.
- Ильин Е.П. Психология физического воспитания / Е.П. Ильин. – М.,1987. – 287 с.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб., 2002. – 512 с.
- Кретти Б.Дж. Психология в современном спорте / Б.Дж. Кретти. – М., 1978. – С. 95-109.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции / А.Н. Леонтьев. – М., 1971. – 310 с.
- Маслоу У. Мотивация и личность / У. Маслоу. – М., 1998. – 316 с.
- Петровский A.B. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.В. Петровский, 2005. – 219 с.
- Родионов А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат / А.В. Родионов. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – С. 34.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. – СПб., 2003. – 705 с.
- Тхазеплова Г.Н. Реализация требований ФГОС по физическому воспитанию в общеобразовательных школах / Г.Н. Тхазеплова, К.В. Тумов // Актуальные проблемы развития физической культуры, спорта и туризма на современном этапе и пути их решения. – Нальчик: Каб.-Балк. ун-т, 2016. – С. 232.
- Тхазеплова Г.Н. Гидроаэробика как один из способов профилактики различных заболеваний и лечения сколиоза у детей школьного возраста / Г.Н. Тхазеплова, Е.А. Алексеева // Матер. II Междунар. науч.-практ. конф.: «Молодежь и наука: реальность и будущее». – Невинномысск, 3 марта 2009 г. – С. 51.
- Тхазеплова Г.Н. Оценка состояния опорно-двигательного аппарата в процессе занятий физическими упражнениями / Г.Н. Тхазеплова // Матер. V Всерос. науч. конф. «Физическая культура, спорт и туризм в регионах России: состояние, проблемы, перспективы». – Карачаевск: КЧГУ, 2009. – Ч. II. – С. 384.
- Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 1988. – 2008 с.