Сравнительный анализ и пути развития творческого потенциала студентов в условиях образовательной среды университета
Фотографии:
ˑ:
Сравнительный анализ и пути развития творческого потенциала студентов в условиях образовательной среды университета
Доктор педагогических наук, профессор В.Д. Повзун. Кандидат биологических наук, доцент А.А. Повзун. Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Апокин. Сургутский государственный университет, Сургут
Ключевые слова: творческий потенциал, самооценка, образовательная среда,
Сегодня творчеству, как одному из важнейших компонентов человеческой деятельности, отводится первостепенная роль в различных социально значимых сферах общественной жизни. Немало внимания уделено анализу художественного, научно-технического, интеллектуального творчества, проявляется интерес к творчеству педагогов. Именно творчески, а не прямолинейно подходить к решению стоящих перед государством социальных и экономических проблем призвал Президент РФ на конференции Общероссийского народного фронта в Ростове-на-Дону в марте 2013 г.
Цель исследования – поиск путей совершенствования образовательной среды университета для обеспечения эффективных условий творческой самореализации студентов спортивного факультета.
Методика и организация исследования. В качестве подхода к оценке творческого потенциала мы воспользовались одним из наиболее доступных и адекватных методов для анализа становления личности – методом самооценки, а в качестве критерия представления студентов об уровне их творческих возможностей использовали тест оценки творческого потенциала личности Шарова [8]. Исследование проводилось на факультете физической культуры (ФФК) и лечебном факультете (ЛФ) Сургутского государственного университета в течение 2011/12 учебного года на всех курсах обучения. В исследовании приняли участие 257 человек студентов спортсменов и 559 студентов-медиков 18-23 лет обоего пола.
Вывод. Для полного понимания состояния проблемы и организации работы по изменению ситуации необходимо выявить приоритетные качества личности, через которые реализуется её творческий потенциал, ибо только человек, имеющий возможность максимально реализовать его в различных пространствах деятельности, способен не только к адекватной самооценке, но и к эффективной самореализации в будущем.
Литература
1. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. – Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 1983. – 173 с.
2. Деркач А.А. Творчество тренера. / А.А. Деркач, А.А. Исаев. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 239 с.
3. Лубышева Л.И. Олимпийская культура и спорт в современном обществе / Л.И. Лубышева //Теория и практика физ. культуры. – 1999. – № 12. – С. 23–25.
4. Повзун В.Д. Возможности образовательной среды университета в развитии творческого потенциала студентов спортивного факультета / В.Д. Повзун, А.А. Повзун, В.В. Апокин // Теория и практика физ. культуры. – 2013 – № 1. – С. 94–95.
5. Строилова С.А. Развитие творческого потенциала субъектов спортивно-педагогического процесса: дис. ... канд. пед. наук / С.А. Строилова. – Малаховка, 2002. – 182 c.
6. Шаров А.С. Рефлексия в развитии личности / А.С. Шаров // Материалы конф. «Рефлексия, образование и интеллектуальные инновации». – Новособирск, 1995. – С. 224–225.
7. Шаров А.С. Психология познания человека / А.С. Шаров. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1994. – 130 с.
8. Шаров А.С. Система ценностных ориентации как психологический механизм регуляции жизнедеятельности человека: дис. ... докт. психол. Наук / А.С. Шаров. – Новосибирск, 2000. – 383 с.
9. Шейкина Н. Проблема художественного образа в структуре спортивного мастерства фигуристов / Н. Шейкина // XXIV науч. конф. студентов и молодых ученых МГАФК: Тезисы докл. IX выпуск. – Малаховка: МГАФК, 2000. – С. 28–31.
Информация для связи с автором: apokin_vv@mail.ru
Поступила в редакцию 21.04.2013 г.