Системный анализ деятельности тренера по спортивному ориентированию
Фотографии:
ˑ:
Системный анализ деятельности тренера по спортивному ориентированию
Кандидат педагогических наук, профессор С.А. Казанцев. Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
Ключевые слова: спортивное ориентирование, тренер, система подготовки, системный подход.
Введение. Применение системного подхода для изучения работы тренера по спортивному ориентированию обусловлено его системным характером как вида спортивной и рекреационной деятельности. В связи с этим работа тренера носит многокомпонентный и многофакторный характер и для ее изучения оправдано применение системного подхода.
Под системным подходом следует понимать применение системных методов для изучения реальных физических, биологических, социальных и других систем.
Постановка задачи исследования в терминах системного подхода предполагает получение ответов на вопросы о составе объекта, функции объекта, его структуре [3].
Цель исследования – обосновать возможность применения системного подхода для описания деятельности тренера по спортивному ориентированию.
Заключение. В результате предложенной схемы анализа деятельность тренера по спортивному ориентированию предстает перед нами как сложное многоуровневое и полиструктурное образование.
Выделенные уровни анализа деятельности указывают пути изучения и организации профессиональной подготовки тренера. Такими путями являются: исследование мотивации деятельности, изучение роли структурных факторов в организации профессионального обучения, анализ информационной основы профессиональной деятельности, изучение психофизиологических механизмов научения, а также системных проявлений мотивационных, активационных и информационных отношений.
Поуровневый анализ деятельности тренера по спортивному ориентированию служит основанием для формулирования профессионально-педагогических компетенций тренера, на которые опирается рабочая программа профессиональной подготовки тренера в системе высшего физкультурного образования.
Литература
1. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П.К. Анохин. – М.: Медицина, 1975. – С. 17–63.
2. Ганзен В.А.Системные описания в психологии / В.А. Ганзен. – Л.: ЛГУ, 1984. – 176 с.
3. Казанцев С.А.Теория и методика спортивного ориентирования: учебно-метод. пособие / С.А. Казанцев, СПб ГУФК им. П.Ф. Лесгафта. – СПб.: 2007. – 76 с.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн, 2-е изд. (1946 г.). – СПб.: Питер, 2002. – 720 с. (Серия «Мастера психологии»).
5. Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры / Н.Б. Стамбулова. – СПб., 1999.
6. Шадриков В.Д. Системный подход в психологии производственного обучения: автореф. дис. … докт. психол. наук. Лен. гос. ун-т, 1976.
Информация для связи с автором: kazantsevs@mail.ru
Поступила в редакцию 11.04.2013 г.