Психофизиологические особенности футболистов различного игрового амплуа

Психофизиологические особенности футболистов различного игрового амплуа

ˑ: 

Психофизиологические особенности футболистов различного игрового амплуа

Преподаватель В.Ф. Туровский. Доктор биологических наук, профессор Ю.В. Корягина. Кандидат педагогических наук, доцент В.А. Блинов. Сибирский университет физической культуры и спорта, Омск

Ключевые слова: спорт, футбол, психофизиология, личность, внимание, тревожность, фрустрация.

Введение. Функциональное состояние нервной системы и ее параметры представляют собой основной фон для двигательной деятельности [1, 2]. Известно, что в игровых видах спорта, которым присущ высокий уровень психоэмоционального напряжения и концентрации внимания, большую роль в организации адаптивного ответа играет психофизиологический статус спортсмена [4, 6, 8].

Работоспособность спортсмена-игровика зависит от эффективности обработки информации и ее использования для выполнения специальной двигательной деятельности [12, 3].

Цель исследования – изучить психофизиологические особенности футболистов различного игрового амплуа в соревновательном периоде подготовки.

Методы и организация исследования. Поисковые исследования проводили в профессиональном футбольном клубе «Иртыш» г. Омска. В исследовании приняли участие 24 футболиста. Возраст спортсменов составил от 18 до 25 лет. По видам амплуа: 2 вратаря, 4 защитника, 13 полузащитников, 5 нападающих.

Выводы

1. Вратари команды второго дивизиона менее внимательны, но при этом более смелы и мотивированы на успех, более подвержены фрустрации и ригидности.

2. Нападающие команды второго дивизиона менее мотивированы на успех, но более подвержены тревожности и ригидности.

3. Полузащитники команды второго дивизиона более внимательны, тревожны, ригидны, агрессивны и мотивированы на успех.

4. Защитники команды второго дивизиона более агрессивны и мотивированы на успех.

5. В результате кластерного анализа выделено 2 группы спортсменов, отличающихся по некоторым психофизиологическим качествам. Для спортсменов 1-го кластера характерны неадекватная самооценка, сдержанность, расслабленность, реализм, спокойствие, зависимость от группы (конформизм), конкретное мышление и низкий самоконтроль. В основном это защитники и нападающие. В отличие от испытуемых 2-го кластера, у которых данные качества выражены абсолютно противоположно. К этой группе спортсменов относятся полузащитники.

6. Полученные данные необходимы для оптимизации учебно-тренировочного процесса и будут способствовать повышению психофизиологических качеств футболистов.

Литература

1. Алексеев А.В. Преодолей себя. Психическая подготовка спортсменов к соревнованиям / А.В. Алексеев.–  М.: Советский спорт, 2007. – 280 с.

2. Бабушкин Г.Д. Повышение результативности соревновательной деятельности в спортивных играх на основе развития у спортсменов помехоустойчивости  / Г.Д. Бабушкин, Ю.В. Яковых // Актуальные вопросы развития детского и юношеского футбола: 2-я регион. науч.-практ. конф. тренеров, преподавателей, инструкторов по футболу,  руководителей физкультурно-спортивных учреждений. – Омск, 2007. – С. 67–79.

3. Беленко И.С. Психофизиологические особенности у юных спортсменов игровых видов спорта разного возрастного периода развития и тренированности» / И.С. Беленко // Вестник ТГПУ. – 2009. Вып. 3 (81). – С. 54.

4. Букова Л.М. Психологические особенности личности и перспективность юных футболистов / Л.М. Букова, В.Ф. Кровяков // Педагогика и психология. № 9. 2012. С. 25 – 29.

5. Васильев К.И.  Корягина Ю.В., Рогулева Л.Г. Результативность соревновательной деятельности и функциональное состояние высококвалифицированных бадминтонистов / К.И. Васильев, Ю.В.  Корягина, Л.Г.  Рогулева // Омский научный вестник. – 2012. – № 3 (109). – С. 174–177.

6. Воронова В.И. Психологические параметры квалифицированных футболистов, влияющие на успешность их соревновательной деятельности / В.И. Воронова, С.Е. Шутова, У.В. Корнейко // Физическая культура, образование,  здоровье: междунар. сб. статей науч.-практ. конф. ВЛГИФК, 12-13 дек. 2009 г. / Великолукский институт физической культуры. – Великие Луки, 2010. – С. 50–58.

7. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека / Е.П. Ильин. – СПб..: Питер, 2006. – 383 с.

8. Корягина Ю.В. Развитие специфических видов сенсомоторных реакций в тренировочном процессе бадминтонистов // Омский научный вестник. – 2008. –  № 1 (63), 2008. С. 142 – 144.

9. Кудря Н.С. Суточная ритмическая организация физиологических и психологических показателей школьников 12-16 лет / Н.С. Кудря, Ю.В. Корягина // Лечебная физкультура и спортивная медицина. – 2012. – № 2. – С. 17–21.

10. Рыбчинский В.П. Психофизиологические особенности представителей различных видов спорта в период подготовки участия в соревнованиях: дис. … канд. психол. наук / В.П. Рыбчинский. – Ростов-на-Дону, 2000. – 147 с.

11. Цуканов Б.И. Время в психике человека / Б.И. Цуканов. – Одесса: АстроПринт, 2000. – 218 с.
 
12. Hastie, P. The development of skill and tactical competencies during a season of badminton / P. Hastie, O. A. Sinelnikov, A. J. Guarinoc // European Journal of Sport Science. – V. 9, 2009. – P. 133–140.

Информация для связи с автором: koru@yandex.ru,

Поступила в редакцию 12.03.2013 г.