Психофизиологические особенности футболистов различного игрового амплуа

Фотографии: 

Преподаватель В.Ф. Туровский
Рис. 1. Показатели теста самооценка психических состояний (по Айзенку)
Результаты корректурной пробы «Таблица Анфимова»
Рис. 2. График средних для каждого фактора кластера по данным теста Кетелла
Рис. 3. Результаты личностного опросника Кеттела
Рис. 4. Показатели теста «Мотивация к достижению успеха» А. Мехрабиана

ˑ: 

Психофизиологические особенности футболистов различного игрового амплуа

Преподаватель В.Ф. Туровский. Доктор биологических наук, профессор Ю.В. Корягина. Кандидат педагогических наук, доцент В.А. Блинов. Сибирский университет физической культуры и спорта, Омск

Ключевые слова: спорт, футбол, психофизиология, личность, внимание, тревожность, фрустрация.

Введение. Функциональное состояние нервной системы и ее параметры представляют собой основной фон для двигательной деятельности [1, 2]. Известно, что в игровых видах спорта, которым присущ высокий уровень психоэмоционального напряжения и концентрации внимания, большую роль в организации адаптивного ответа играет психофизиологический статус спортсмена [4, 6, 8].

Работоспособность спортсмена-игровика зависит от эффективности обработки информации и ее использования для выполнения специальной двигательной деятельности [12, 3].

Цель исследования – изучить психофизиологические особенности футболистов различного игрового амплуа в соревновательном периоде подготовки.

Методы и организация исследования. Поисковые исследования проводили в профессиональном футбольном клубе «Иртыш» г. Омска. В исследовании приняли участие 24 футболиста. Возраст спортсменов составил от 18 до 25 лет. По видам амплуа: 2 вратаря, 4 защитника, 13 полузащитников, 5 нападающих.

Выводы

1. Вратари команды второго дивизиона менее внимательны, но при этом более смелы и мотивированы на успех, более подвержены фрустрации и ригидности.

2. Нападающие команды второго дивизиона менее мотивированы на успех, но более подвержены тревожности и ригидности.

3. Полузащитники команды второго дивизиона более внимательны, тревожны, ригидны, агрессивны и мотивированы на успех.

4. Защитники команды второго дивизиона более агрессивны и мотивированы на успех.

5. В результате кластерного анализа выделено 2 группы спортсменов, отличающихся по некоторым психофизиологическим качествам. Для спортсменов 1-го кластера характерны неадекватная самооценка, сдержанность, расслабленность, реализм, спокойствие, зависимость от группы (конформизм), конкретное мышление и низкий самоконтроль. В основном это защитники и нападающие. В отличие от испытуемых 2-го кластера, у которых данные качества выражены абсолютно противоположно. К этой группе спортсменов относятся полузащитники.

6. Полученные данные необходимы для оптимизации учебно-тренировочного процесса и будут способствовать повышению психофизиологических качеств футболистов.

Литература

1. Алексеев А.В. Преодолей себя. Психическая подготовка спортсменов к соревнованиям / А.В. Алексеев.–  М.: Советский спорт, 2007. – 280 с.

2. Бабушкин Г.Д. Повышение результативности соревновательной деятельности в спортивных играх на основе развития у спортсменов помехоустойчивости  / Г.Д. Бабушкин, Ю.В. Яковых // Актуальные вопросы развития детского и юношеского футбола: 2-я регион. науч.-практ. конф. тренеров, преподавателей, инструкторов по футболу,  руководителей физкультурно-спортивных учреждений. – Омск, 2007. – С. 67–79.

3. Беленко И.С. Психофизиологические особенности у юных спортсменов игровых видов спорта разного возрастного периода развития и тренированности» / И.С. Беленко // Вестник ТГПУ. – 2009. Вып. 3 (81). – С. 54.

4. Букова Л.М. Психологические особенности личности и перспективность юных футболистов / Л.М. Букова, В.Ф. Кровяков // Педагогика и психология. № 9. 2012. С. 25 – 29.

5. Васильев К.И.  Корягина Ю.В., Рогулева Л.Г. Результативность соревновательной деятельности и функциональное состояние высококвалифицированных бадминтонистов / К.И. Васильев, Ю.В.  Корягина, Л.Г.  Рогулева // Омский научный вестник. – 2012. – № 3 (109). – С. 174–177.

6. Воронова В.И. Психологические параметры квалифицированных футболистов, влияющие на успешность их соревновательной деятельности / В.И. Воронова, С.Е. Шутова, У.В. Корнейко // Физическая культура, образование,  здоровье: междунар. сб. статей науч.-практ. конф. ВЛГИФК, 12-13 дек. 2009 г. / Великолукский институт физической культуры. – Великие Луки, 2010. – С. 50–58.

7. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека / Е.П. Ильин. – СПб..: Питер, 2006. – 383 с.

8. Корягина Ю.В. Развитие специфических видов сенсомоторных реакций в тренировочном процессе бадминтонистов // Омский научный вестник. – 2008. –  № 1 (63), 2008. С. 142 – 144.

9. Кудря Н.С. Суточная ритмическая организация физиологических и психологических показателей школьников 12-16 лет / Н.С. Кудря, Ю.В. Корягина // Лечебная физкультура и спортивная медицина. – 2012. – № 2. – С. 17–21.

10. Рыбчинский В.П. Психофизиологические особенности представителей различных видов спорта в период подготовки участия в соревнованиях: дис. … канд. психол. наук / В.П. Рыбчинский. – Ростов-на-Дону, 2000. – 147 с.

11. Цуканов Б.И. Время в психике человека / Б.И. Цуканов. – Одесса: АстроПринт, 2000. – 218 с.
 
12. Hastie, P. The development of skill and tactical competencies during a season of badminton / P. Hastie, O. A. Sinelnikov, A. J. Guarinoc // European Journal of Sport Science. – V. 9, 2009. – P. 133–140.

Информация для связи с автором: koru@yandex.ru,

Поступила в редакцию 12.03.2013 г.