Особенности психосоциального функционирования подростков и занятия спортивной деятельностью как фактор влияния
Фотографии:
ˑ:
Особенности психосоциального функционирования подростков и занятия спортивной деятельностью как фактор влияния
Докторантка Альма Кисиелиене. Литовский университет спорта, Каунас, Литва. Доктор социологических наук Римантас Раулецкас
Каунасский технологический университет, Каунас. Заслуженный тренер Литвы по дзюдо Диана Арлаускайте. Каунас, Литва
Ключевые слова: психосоциальное функционирование, спорт, подростки, чувство связности, самоэффективность, агрессия, алкоголь, табакокурение.
Введение. Современные условия жизни общества, связанные с глобальными переменами и кардинальной перестройкой системы социальных, экономических, политических, культурно-нравственных и семейных отношений, приводят к усложнению процесса социализации подростков. Это процесс охватывающий социальную, личностную и биологическую сферы развития и здоровья детей, в котором они усваивают нормы поведения и систему ценностей общества, вместе с тем формируясь как личности и как субекты социальных отношений.
Значительный потенциал личностного развития подростков и молодежи имеют учреждения дополнительного образования спортивного профиля. Но Н.Б. Стамбулова, P.R.F. Wylleman и др. акцентируют внимание на противоречивости научных данных о социализирующем влиянии спортивной деятельности и недостаточности сведений о специфике этого влияния на различных этапах онтогенеза, что затрудняет практическое использование развивающего потенциала спортивной образовательной среды [3, 5].
Цель исследования – выяснить особенности психосоциального функционирования подростков-спортсменов и их сверстников, не занимающихся спортом.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
– определить различия чувства связности, счастья и общего самочувствия, наличие неприятных психосоматических симптомов и агрессии, употребления алкогольных напитков и табакокурения у занимающихся и не занимающихся спортом подростков;
– определить различия самоэффективности и агрессии занимающихся и не занимающихся спортом подростков в аспекте употребления психоактивных веществ;
– определить различия самоэффективности и агрессии употребляющих и не употребляющих психоактивные вещества подростков в аспекте включения в спортивную деятельность.
Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие 609 респондентов обоего пола в возрасте от 12 до 18 лет (средний возраст – 14,58 года). В соответствии с поставленными в исследовании задачами, были сформированы 2 выборки. Выборка спортивной группы (СГ) включала 262 представителя разных видов спорта (легкая атлетика, баскетбол, дзюдо, бокс и борьба). Выборка контрольной группы (КГ) составила 347 школьников общеобразовательных школ г. Каунаса, не занимающихся спортивно-соревновательной деятельностью.
Для выявления особенностей агрессивности была использована методика диагностики показателей и форм агрессии Басса–Перри, состоящая из 29 вопросов с семибалльной шкалой ответов на каждый из них. Эта методика позволяет определить следующие формы агрессии: вербальную, физическую, гнев и негативизм. Для выявления факторов самоэффективности подростков были использованы 2 шкалы из методики Бандуры в адаптации Сапрара (Сарrara): самоэффективность как средство контроля негативных эмоций и самоэффективность как саморегулирование. Чувство связности было определено по методике А. Антоновского.
Выводы. Психосоциальное функционирование подростков спортсменов и их сверстников, не занимающихся спортом, имеет немало различий, которые не могут быть интерпретированы однозначно. Поскольку, с одной стороны, у спортсменов наблюдаются позитивные качества т.е более выраженное чувство связности и счастья, лучше общее самочувствие, отсутствие (или редкое присутствие) неприятных психосоматических симптомов, менее выраженный негативизм, а с другой стороны – негативные качества, т.е более выраженная физическая агрессия и употребление алкогольных напитков.
Саморегуляция личности является одним из важнейших факторов в превенции употребления психоактивных веществ в подростковом возрасте.
Занятия спортивной деятельностью в комплексе с отказом от психоактивных веществ влияют на повышение контроля негативных эмоций в подростковом возрасте.
Употребление психоактивных веществ связано с более высоким уровнем подростковой агрессии.
Спортсмены в подростковом возрасте более склонны выражать свою агрессию в открытой форме, чем их сверстники, не занимающиеся спортом, что вынуждает педагогов и тренеров выработать адекватные воспитательные стратегии и продумать способы перевода агрессии в социально приемлемую активность.
Не занимающимся спортом подросткам более свойственны внутренние переживания негативных эмоций, что в особых случаях может привести к проявлению синдрома тревожности или депрессии.
Литература
1. Лубышева Л.И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности / Л.И. Лубышева // Физическая культура и спорт: воспитание, образование, тренировка. – 2007. – № 3.
2. Осин К.Н. Чувство связности как показатель психологического здоровья и его диагностика / К.Н. Осин // Психологическая диагностика. – 2007. – № 3.
3. Стамбулова Н.Б. Разработка проблем онтопсихологии физического воспитания и спорта в научной школе А.Ц. Пуни / Н.Б. Стамбулова // Теория и практика физ. культуры. – 2001.– № 5.
4. Antonovsky A. The Sense of Coherence as a Determinant of Health//Advances, Institute for Advancement of Health. 1984. Vol. 1. N 3. P. 37–50.
5. Wylleman, P., & De Knop, P. (1996, October). Combining academic and athletic excellence: The case of elite studentathletes. Paper presented at the International Conference of the European Council for High Ability, Vienna, Austria.
Информация для связи с автором: alma.kisieliene@gmail.com
Поступила в редакцию 24. 04. 2013 г.