Мониторинг функционального состояния студентов младших курсов

Фотографии: 

Кандидат биологических наук А.В. Кабачкова
Схема организации мониторинга индивидуальной адаптации студентов к учебной и физкультурной деятельности
Таблица 1. Характеристика сердечного ритма фоновой пробы студентов-первокурсников с различным типом компенсаторно-приспособительных реакций
Таблица 2. Типы напряжения систем регуляции сердечного ритма у студентов-первокурсников, отнесенных во 2-ую подгруппу

ˑ: 

Мониторинг функционального состояния студентов младших курсов

Кандидат биологических наук А.В. Кабачкова. Доктор медицинских наук, профессор Л.В. Капилевич. Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск

Ключевые слова: вариабельность ритма сердца, общая физическая подготовка, частотный анализ.

Актуальность исследования. Проблема сохранения и укрепления здоровья студенческой молодежи сложна и многогранна. Современные социально-экономические условия не подготавливают благоприятной почвы для соблюдения здорового образа жизни [5], а рост заболеваемости студентов отмечают многие авторы [4].

Цель исследования – оценить результаты мониторинга функционального состояния организма студентов младших курсов Томского государственного университета.

Методы и организация исследования. В Томском государственном университете на базе кафедры физического воспитания ежегодно осуществляется мониторинг физической подготовленности студентов. Учебно-образовательный процесс спортивной направленности на кафедре построен с использованием личностно ориентированных форм физического воспитания. Группы  по направлениям и видам двигательной активности формируются на основании таких критериев, как особенности личностной мотивации (пожелания студента), уровень здоровья и физического развития. С 2007 г. на кафедре была расширена программа мониторинга, которая включила в себя психофизиологическое тестирование, оценку физического развития, функционального состояния и академической успеваемости (см. рисунок).

Заключение. В процессе физического воспитания с использованием спортивно-видовых технологий функциональный статус организма студентов-первокурсников представлен двумя разновидностями: «адаптивным состоянием» (73%) и «состоянием функционального напряжения» (27%). «Адаптивное состояние» характеризуется сбалансированной активностью симпатического и парасимпатического отдела вегетативной нервной системы и снижением централизации механизмов вегетативной регуляции сердечного ритма. «Состояние функционального напряжения» характеризуется выраженным усилением симпатических влияний и централизацией механизмов вегетативной регуляции сердечного ритма.

У студентов с адаптивным типом компенсаторно-приспособительных реакций наблюдается положительная динамика результатов тестирования таких физических качеств, как быстрота, гибкость, сила и скоростно-силовые качества, уровень общей физической подготовленности средний и выше среднего. На втором году обучения отмечается статистически значимое повышение академической успеваемости.

В подгруппе студентов с состоянием функционального напряжения отмечается отрицательная динамика результатов тестирования таких физических качеств, как быстрота и выносливость. При этом уровень общей физической подготовленности в конце первого года обучения преимущественно средний и ниже среднего.

Показатели функционального статуса, характеризующие тип компенсаторно-приспособительных реакций, связаны с эффективностью формирования физических качеств у студентов, обучающихся на кафедре физического воспитания и спорта с использованием спортивно-видовых технологий: сбалансированность регуляторных влияний симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы и снижение централизации механизмов вегетативной регуляции сердечного ритма сопровождаются приростом уровня общей и специальной физической подготовленности.

Литература

1. Агаджанян Н.А. Здоровье студентов / Н.А. Агаджанян, В.П. Дегтярев, Е.И. Русанова и др. – М., 1997. – 199 с.

2. Галеев А.Р. Модель распознавания функционального состояния организма у детей 6-17 лет / А.Р. Галеев, Л.Н. Игишева // Вестник новых медицинских технологий. – 2005. – Т. 12. – № 1. – С. 30–33.

3. Динамика интегральных характеристик вариабельности сердечного ритма и психофизиологических показателей студентов в режиме однодневной и недельной учебной нагрузки / Э. С. Геворкян, С. М. Минасян, Ц. И. Адамян и др. // Физиология человека. – 2006. – Т. 32. – № 4. – С. 57–63.

4. Мониторинг функционального состояния студентов при использовании спортивно ориентированных форм физического воспитания / Капилевич Л.В., Кабачкова А.В., Смирнов B.C., и др. // Теория и практика физ. культуры. – 2008. – № 10. – С. 29–31.

5. Цатурян Л.Д. Уровень здоровья студентов в современных условиях / Л.Д. Цатуряе, Д.А. Андросова // Вестник Ставропольского государственного университета. – 2011. – № 74. – С. 63–69.

Информация для связи с автором: kapil@yandex.ru

Поступила в редакцию 30.04.2013 г.