Сущностно-критериальные свойства субъекта физической культуры

Фотографии: 

ˑ: 

 

ТиПФК № 7 2017, с.102-104

Кандидат педагогических наук, доцент Л.В. Бянкина
Дальневосточная государственная академия физической культуры, Хабаровск

Рассматриваются проблемы трактовки современной российской наукой понятий «субъект» и «субъектность» применительно к физической культуре. Понятие «субъект физической культуры», как относительно новое, рассматривается с позиций различных методологических подходов, сделана попытка осмысления его сущностных свойств. Ими в первую очередь являются активность, ответственность и творчество человека, осваивающего потенциал физической культуры. Сама физическая культура анализируется как система, включающая виды и элементы. На основании выделения сущностных свойств субъекта и смыслового наполнения физической культуры определены сущностно-критериальные свойства субъекта физической культуры.

Ключевые слова: физическая культура, субъект, субъектность, субъект физической культуры.

Литература

  1. Алексеев С.В. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности: монография / С.В. Алексеев, Р.Г. Гостев, Ю.Ф. Курамшин и др. – М.: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2013. – 780 с.
  2. Белых Т.В. Принципы развивающего обучения и условия становления субъектности в старшем школьном возрасте: монография / Т.В. Белых – М.: Илекса; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2003. – 140 с.
  3. Виленский М.Я. Студент как субъект физической культуры / М.Я. Виленский// Теория и практика физ. культуры. – 1999. – № 10. – С. 2-5.
  4. Драндров Г.Л. Критерии, показатели и методики измерения уровня развития спортивной культуры личности / Г.Л. Драндров, В.А. Бурцев, Е.В. Бурцева / Феномен спортивной культуры в аспекте философского, исторического и социально-педагогического анализа: науч.-метод. материалы и доклады «Круглого стола» 21 марта 2014 г. – М.: Физическая культура, 2014. – С. 11-14.
  5. Дьяков С.И. Субъектность педагога. Психосемантические модели и технология исследования: учеб. пособие / С.И. Дьяков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2015. – 528 с.
  6. Кармазина Е.В. Свобода и система: дилемма субъектности и объективации: монография / Е.В. Кармазина. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2015. – 347 с.
  7. Николаев Ю.М. Теоретические основы прошлого, настоящего и будущего физической культуры в контексте развития общего образования и культуры // Олимпийский спорт и спорт для всех. ХХ Международный конгресс. 16-18 декабря 2016 г., Санкт-Петербург, Россия: Материалы конгресса: [в 2 ч.] – Ч. 1. – СПб.: Изд.-полигр. центр Политехнического ун-та, 2016. – С. 150-154.
  8. О физической культуре и спорте в Российской Федерации. (Собр. Закон. РФ, 2007, № 50, ст. 6242) [Текст]: [утв. Президентом РФ от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ]: Федеральный закон. – М.: Ось-89, 2008. – 48 с.
  9. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В.А. Петровский. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. – 512 с.
  10. Петровский В.А. «Я» в персонологической перспективе [Текст] / В.А. Петровский; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высш. шк. экономики, 2013. – 502 с.