Критерии оценки функционального состояния студентов

Фотографии: 

Доктор медицинских наук, доцент Е.Ю. Дьякова
Таблица 1. Показатели кардиоритмографии студентов с заболеваниями различных систем организм, Хср.±m
Таблица 2. Показатели функции внешнего дыхания студентов с заболеваниями различных систем организма, Хср.±m

ˑ: 

Критерии оценки функционального состояния студентов

Доктор медицинских наук, доцент Е.Ю. Дьякова. А.Н. Захарова. Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск

Ключевые слова: лечебная физическая культура, показатели функционального состояния организма, адаптация.

Введение. В настоящее время Национальный исследовательский Томский государственный университет – ведущий классический университет исследовательского типа, один из крупнейших на территории Сибири и Дальнего Востока. В структуре университета 23 факультета и учебных института, на которых обучается 19 тыс. студентов [6].

При медицинском обследовании студентов 1-го курса Томского государственного университета (ТГУ) за 2012 г. только 27% из них признаны полностью здоровыми и отнесены к основной медицинской группе. В то же время 24% отнесены к подготовительной группе, нагрузки в которой несколько снижены по сравнению с основной. Достаточно высок процент студентов, имеющих незначительные отклонения в состоянии здоровья, которым рекомендуются занятия в специальной медицинской группе (30%). 19% имеют нарушения различных систем организма, таким студентам рекомендованы занятия лечебной физической культурой (ЛФК) [3].

В связи с этим целью исследования стало выявление показательных критериев функционального состояния организма студентов, занимающихся в группах ЛФК.

Методика и организация исследования. Обследуемый контингент, направленный врачом для занятий ЛФК, составили студенты 1-го курса ТГУ, имеющие заболевания различных систем организма. В исследовании приняли участие 50 человек (9 юношей и 41 девушка) 17-19 лет.

Заключение. В результате проведенного исследования было выявлено, что показатели функциональных проб, таких как ортостатическая, клиностатическая, Штанге, Генчи, Ашнера, в начале и конце учебного года не имеют достоверных различий. С помощью данных проб невозможно оценить изменения в физическом состоянии организма занимающихся в группах ЛФК.

Однако проведение аппаратных исследований позволило сделать ряд выводов:

1. Со стороны функционального состояния сердечно-сосудистой системы студентов, занимающихся в группах ЛФК, наиболее показательными являются математическое ожидание, максимальное значение RR, минимальное значение RR, мода, МВ2/БВ, (МВ1+МВ2)/БВ, СКО, pRR50, мощность БВ (норм), мощность МВ (норм).

2. Со стороны дыхательной системы – ЖЕЛвд, Ровд, РОвыд, ДО, ФЖЕЛ, ОФВ1, ПОС, МОС25, МОС50, СОС25-75, Т фор. выд., ПОС/МОС50, ОФВ1/ПОС, МОД.

3. Со стороны функции координации – количество касаний и общее время касаний.

4. Со стороны мышечной системы – максимальная мышечная сила, регуляции усилий, величина максимального усилия в начале исследования, величина максимального усилия – в конце, а также коэффициент выносливости.

Анализ выделенных критериев показывает ухудшение функции внешнего дыхания у занимающихся ЛФК. Возможно, это связано с тем, что повторное исследование проводили в весенний период, характеризующийся повышением числа острых респираторных заболеваний. Также наблюдалось снижение мышечной силы занимающихся, что может быть связано с общей усталостью в конце учебного года либо с недостаточной долей силовых нагрузок во время занятий. При этом улучшались координационные способности и отмечалась положительная тенденция усиления влияния парасимпатического отдела ВНС, что говорит о повышении адаптационных возможностей организма студентов.

Литература

1. Баевский Р.М. Анализ вариабельности сердечного ритма при использовании различных электрокардиографических систем / Р.М. Баевский // Вестник аритмологии. – СПб., 2001. – № 24. –  С. 65–87.

2. Березный Е.А. Практическая кардиоритмография / Е.А. Березный. – СПб: ООО «Компания НЕО», 2008. – 93 с.

3. Захарова А.Н. Разработка методики и организация занятий лечебной физической культурой для студентов с заболеваниями различных систем организма / А.Н. Захарова, Е.Ю. Дьякова // Материалы межрегион. науч.-практ. конф. «Физическая культура и спорт на современном этапе: проблемы, поиски, решения». – Томск, 2012. – С. 158–162.

4. Куренкова И.Г. Спирография / И.Г. Куренкова, В.П. Кицышин, М.А. Харитонов, К.В. Асямов // Интернет-журнал по функциональной диагностике. – СПб., 2013. – № 12. –  С. 10–15.

5. Михайлов В.М. Вариабельность ритма сердца. Опыт практического применения / В.М. Михайлов. – Иваново: ООО «Компания НЕО», 2000. – 35 с.

6. Университет вчера, сегодня…[Электронный ресурс]. URL: http://tsu.ru/content/tsu/tsutoday/ (дата обращения: 18.04.2013).

7. Consilium Medicum. Издания для врачей поликлиник [Электронный ресурс]: Спирография. – URL: http://www.consilium-medicum.com (дата обращения 17.04.2013).

Информация для связи с автором: adyakova@yandex.ru

Поступила в редакцию 30.04.2013 г.