Возрастная динамика морфологической зрелости школьников 7-16 лет, занимающихся различными видами двигательной активности

Фотографии: 

ˑ: 

 

ФК:ВОТ №3 2017, с.5-8

Доктор педагогических наук, профессор Н.И. Дворкина1
Доктор педагогических наук, кандидат биологических наук, профессор Л.С. Дворкин1
А.И. Попов2
1Кубанский государственный университет физической культуры, спора и туризма, Краснодар
2Детско-юношеская спортивная школа им. В.Н. Мачуги станицы Переясловской Брюховецкого района Краснодарского края

Исследования заключалась в выявлении особенностей возрастных изменений показателей морфологической зрелости школьников 7-16 лет с учетом влияния на этот процесс занятий атлетической гимнастикой и бегом на короткие дистанции. Для характеристики морфологической зрелости были исследованы такие показатели: длина тела (L – body length), вес тела (W – body weight), кистевая сила (CF – carpal force), становая сила (BF – base force) и индекс Кетле (I – Cetle index). Исследовались две группы школьников (только мальчики). Одна занималась физической подготовкой в группе атлетической гимнастики (n=20), другая – в группе бегунов на короткие и средние дистанции (n=21). Для расчета параметров морфологической зрелости была предложена формула индекса морфологической зрелости, в о.е. (IMM – index of morphological maturity). Было установлено, что с 7 до 10 лет различный характер двигательной деятельности школьников существенно не влияет на уровень годового прироста индекса морфологической зрелости. В то же время с 11 до 16 лет на величину индекса морфологической зрелости начинает оказывать влияние специфика занятий атлетической гимнастикой, которая в период полового созревания у мальчиков приводит к выраженному увеличению силовых возможностей благодаря наращиванию мышечной массы. Отсюда индекс морфологической зрелости в этом возрастном периоде достигает большей величины, чем у школьников из группы бегунов на короткие и средние дистанции.

Ключевые слова: морфологическая зрелость, возрастные особенности, индекс, школьники, педагогические оценки, атлетическая гимнастика и легкая атлетика.

Литература

  1. Дворкин Л.С. Научно-педагогические основы многолетней подготовки молодых атлетов /Л.С. Дворкин, Ю.К. Чернышенко // Т. 3. Базовая физическая подготовка высококвалифицированных спортсменов в различных видах единоборств. – Краснодар: Неоглори, 2011. – С. 5-112.
  2. Дворкин Л.С. Атлетизм в системе физического воспитания и спорта (история, теория, методика и технология): монография / Л.С. Дворкин, С.М. Ахметов. – Краснодар, 2012. – 688 с.
  3. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский // Советский спорт. – 2009. – 200 с.
  4. Мышцы в спорте. Анатомия. Физиология. Тренировка. Реабилитация / под ред. Й.М. Йегер, К. Крюгера: пер. с нем. под общ. ред. Д.Г. Калашникову. – М.: Практическая медицина, 2016. – 408 с.
  5. Рожковец В.В. Научно-педагогические основания применения дозированных отягощений для развития взрывной силы у подростков (на примере бегунов на короткие дистанции и борцов греко-римского стиля) / В.В. Рожковец, А.И. Меньшиков // Т. 3. Базовая физическая подготовка высококвалифицированных спортсменов в различных видах единоборств. – Краснодар: Неоглори, 2011. – С. 113-183.
  6. Тегако Л. Антропология: учеб. пособие / Л. Тегако, Е. Клементинский. – М.: Новое знание, 2004. – 400 с.