Влияние регулярных занятий плаванием на физическое развитие детей

Фотографии: 

Доктор биологических наук, профессор С.И. Логинов
Рис. 1. Ход исследования физического здоровья и физической подготовленности детей спортсменов-пловцов в лаборатории биомеханики и кинезиологии Сургутского госуниверситета, февраль 2012 г. А – тестирование, вариационная пульсоксиметрия и определение МПК. Б – сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимание) для определения быстрой силы рук. В – забег на 6 мин по Куперу. Г – измерение охватных размеров в рамках антропометрии
Рис. 2. Ход исследования спортивно-технических показателей детей спортсменов-пловцов на бортике бассейнов «Водолей» и «Геолог», декабрь 2012 г. А – пульсометрия с помощью пульсоксиметра «Элокс 1СМ» после выполнения заплыва. Б – оценка состояния кардиореспираторной системы после нагрузки плаванием. В – конкурентный замер пульса двух спортсменкв. Г – внешний вид монитора сердечного ритма «Полар»
Рис. 3. Динамика показателей физической подготовленности спортсменов-пловцов в начале (А) и в конце (Б) года. Линии над столбиками – величина стандартного отклонения (SD).
Рис. 4. Динамика показателей физического здоровья спортсменов-пловцов в начале (А) и в конце (Б) года. Условные обозначения: ПШ– проба Штанге, с; ДАД – диастолическое артериальное давление, мм рт. ст., САД – систолическое артериальное давление, мм рт. ст., ЖЕЛ – жизненная емкость легких, л; ОГК – окружность грудной клетки в паузе, см
Рис. 5. Динамика общего физического здоровья (ОФЗ) (А – до начала, Б – после) и уровня физической подготовленности (УФП) (В – до начала, Г – после) окончания исследования в группе спортсменов-пловцов в процентах от общего числа детей. По оси абсцисс представлены 5 уровней ОФЗ и УФП: 1 – низкий, 2 – ниже среднего, 3 – средний, 4 – выше среднего, 5 – высокий

ˑ: 

Влияние регулярных занятий плаванием на физическое развитие детей (исследование в рамках разработки медико-биологического паспорта здоровья юного спортсмена)

Доктор биологических наук, профессор С.И. Логинов. Кандидат биологических наук К.А. Баев. Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Апокин. А.С. Кинтюхин, М.В. Батраева, В.В. Емельянов, А.А. Курманалиев, О.А. Фалалеев. Лаборатория биомеханики и кинезиологии Сургутского государственного университета ХМАО-Югры, Сургут

Ключевые слова: дети 9-11 лет, плавание, тренировка, тестирование, подготовленность, отбор.

Введение. Рост результатов в спорте , как известно, зависитот методики и тактики спортивной тренировки, прогресса технических средств и экипировки, биомедицинского сопровождения, включая своевременную и эффективную реабилитацию спортсменов, а также от роста массовости и целенаправленного спортивного отбора на основе достижений генетики. Если решение большинства этих задач в значительной мере определяется социальными, экономическими и организационными вопросами, то спортивный отбор – это проблема научного исследования, проблема научного поиска [11]. Устойчивый интерес к занятиям спортом у детей и подростков в значительной степени определяется правильностью выбора спортивной специализации, что, в свою очередь, зависит от соответствия индивидуальных особенностей специфике вида спорта. Выбрать для каждого подростка вид спортивной деятельности – задача спортивной ориентации; отобрать наиболее пригодных, исходя из требований вида спорта, – задача спортивного отбора. Спортивная ориентация исходит из оценки возможностей конкретного ребенка, на основе которой производится выбор наиболее подходящей для него спортивной деятельности. Спортивный отбор исходит из требований вида спорта, с учетом которых осуществляется отбор наиболее пригодных для него детей и подростков [11, 3].

Цель исследования – провести анализ регулярных занятий плаванием на показатели физического развития детей 9-11 лет в условиях Югры для разработки медико-биологического паспорта юного спортсмена.

Организация и методика исследования. На основе информированного согласия в исследовании приняли участие 27 девочек и 31 мальчик в возрасте 9-11 лет, регулярно занимающихся плаванием в СДЮШОР.

Таким образом, проведенные нами исследования показали следующее:

1. Низкий и ниже среднего уровень физического здоровья имеют 51 % детей. С детьми с таким уровнем здоровья трудно решать тренировочные задачи.

2. Уровень физической подготовленности ниже среднего имеют 21% детей-пловцов.

3. Факторный анализ выявил 4 группы факторов: габариты, сила и ловкость, сердечно-сосудистая система и психическая работоспособность на фоне роста тревожности.

4. Существенных различий в физической подготовленности мальчиков и девочек 9-11 лет не выявлено.

5. В начале года важным было состояние физического здоровья, в конце года – показатели диастолической функции сердца.

Литература

1. Булгакова Н.Ж. Биоэнергетический профиль юных пловцов высокой квалификации / Н.Ж. Булгакова, Н.И. Волков, В.В. Смирнов // Теория и практика физ. культуры. – 1989. – № 2. – С. 38–42.

2. Булгакова Н.Ж. Зависимость спортивного результата в возрастных группах от показателей физического развития юных пловцов / Н.Ж. Булгакова, А.Р. Воронцов  // Теория и практика физ. культуры. –- 1977. – № 2. – С. 28–32.

3. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов / Н.Ж. Булгакова. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 192 с.

4. Булгакова Н.Ж. Плавание / Н.Ж. Булгакова. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 159 с.

5. Вишневский В.А. Системный анализ состояния организма детей на этапах школьного онтогенеза / В.А. Вишневский, В.В. Апокин, Д.В. Сердюков, А.А. Варин, Д.Г. Жеребцов – М.: Научно-издательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2010. – 367 с.

6. Волков В.М. Спортивный отбор / В.М. Волков, В.П. Филин. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 176 с.

7. Волков Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта / Л.В. Волков. – Киев, Олимпийская литература, 2002. – 296 с.

8. Гаврилов Д.Н. Движение, здоровье, образ жизни: метод. пособие / Д.Н. Гаврилов, А.В. Малинин. – СПб. – Петрополис, 2010. – 188 с.

9. Соломатин В.Р. Нормативные требования и оценка перспективности юных пловцов / В.Р. Соломатин // Теория и практика физ. культуры. – 2010. – № 7. – С. 11–13.

10. Соломатин В.Р. Учет возрастных закономерностей развития морфологических, функциональных и силовых показателей в спортивном отборе и многолетней подготовке юных пловцов / В.Р. Соломатин, Н.Ж. Булгакова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2010. – № 4 (62). – С. 97–102.

11. Шварц В.Б. Медико-биологические аспекты спортивной ориентации и отбора / В.Б. Шварц, С.В. Хрущев. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 152 с.

12. Saavedra J.M. A multivariate analysis of performance in young swimmers / J.M. Saavedra, Y. Escalante, F.A. Rodríguez // Pediatr. Exerc. Sci. – 2010. – V. 22, N 1. – P. 135–151.

Информация для связи с автором: apokin_vv@mail.ru

Поступила в редакцию 01.04.2013 г.