Интеграция воспитательной и физкультурно-спортивной среды как условие самореализации личности школьника

Фотографии: 

Кандидат педагогических наук, доцент, С.Ю. Щетинина

ˑ: 

Интеграция воспитательной и физкультурно-спортивной среды как условие самореализации личности школьника

Кандидат педагогических наук, доцент, С.Ю. Щетинина. Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск

Ключевые слова: воспитательная и физкультурно-спортивная среда, интеграция, гуманитаризация, средовой подход, физическое воспитание школьников, самореализация, предупреждение двигательной депривации, оптимальное психофизическое состояние.

Введение. Обязательным непременным условием современной общеобразовательной школы должна быть организация в ней интегрированной физкультурно-спортивной среды, способствующая усилению воспитательной направленности учебного процесса, ориентации воспитательного процесса на изменение ценностного отношения школьников к физической культуре и спорту и развитию у них потребностей совершенствоваться и самореализовываться. С этих позиций цель данного исследования – обосновать целесообразность интеграции воспитательной и физкультурно-спортивной среды как условия самореализации личности школьника в процессе физического воспитания.

Заключение. Таким образом, для самореализации школьника важны следующие факторы интеграции воспитательной и физкультурно-спортивной среды:

– ориентация на оптимальное психофизическое состояние школьника;

– внедрение здоровьесберегающих технологий в различные формы учебной деятельности;

– предупреждение двигательной депривации детей с нарушениями в развитии и ограниченными функциональными возможностями.

Новые функциональные возможности средового подхода обеспечивают гуманитаризацию воспитательной и физкультурно-спортивной среды, а интеграцию этих сред следует рассматривать как важное условие самореализации школьника.

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.

2. Бережнова Л.Н. Предупреждение депривации в образовательном процессе: монография / Л.Н. Бережнова – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 240 с.

3. Веневцев С.И. Оздоровление и коррекция психофизического развития детей с нарушением интеллекта средствами адаптивной физической культуры / С.И. Веневцев, А.А. Дмитриев. – М.: Советский спорт, 2004. – 104 с.

4. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребёнка и его значение / П.Ф. Лесгафт // Избранные педагогические сочинения / сост. И.Н. Решетень. – М.: Педагогика, 1988. – С. 16–228.

5. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технологии реализации / Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 1996. – № 1. – С. 11–17.

6. Манжелей И.В. Средо ориентированный подход в физическом воспитании / И.В. Манжелей. – Теория и практика физ. культуры. – 2005. – № 8. – С. 7–11.

7. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании / Ю.С. Мануйлов. – М.; Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 2002. – 157 с.

8. Менхин Ю.В. Проблемы и пути психофизического совершенствования молодёжи / Ю.В. Менхин // Современные проблемы физ. культуры и спорта: матер. науч. конф. – М.: Петровский парк, 2004. – С. 118–129.

9. Спирин В.К. Индивидуальный подход к оценке состояния здоровья / В.К. Спирин // Теория и практика физ. культуры. – 2005. – № 9. – С. 35–37.

10. Умнякова Н.Л. Двигательная депривация детей: постановка проблемы // Проблемы коммуникативной депривации в полиэтнической среде образовательного учреждения: матер. межрегион. науч.-практ. конф. 30-31 октября 2007 г. / под ред. Л.Н. Бережновой. – СПб.: Изд-во «Союз», 2008. – С. 108–109.

11. Филимонова С.И. Физическая культура и спорт как пространство формирования оптимальной самореализации личности: дис. ... докт. пед. наук / С.И. Филимонова. – М., 2004. – 492 с.

12. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. – М.: Сентябрь, 2000. – 112 с.

13. Brian Sather. Common Mistakes by PE Teachers. – 24 November 2009. URL: http://www.unicommons.com/subjects/physical-activity/pedagogy/common-mis... (дата обращения: 11.02.2013).

14. Brock S., Rovegno I., Oliver K. The influence of student status on student interactions and experiences during a sport education unit // Physical Education and Sport Pedagogy. – Volume 14. – Issue 4 October 2009. – P. 355–375.

15. Guerra S., Santos P., Ribeiro J., Duarte J., Mota J., Sallis J. Assessment of children’s and adolescents’ physical activity levels // European physical education review. – Volume 9(1). 2003. – Р. 75–86.

16. Harris J., Penney D. Gender issues in health-related exercise // European physical education review. – Volume 6(3). 2000. – Р. 249–273.

17. Masurier G., Corbin C. Top 10 Reasons for Quality Physical Education // Joperd: Volume 77. – № 6. – August 2006. – Р. 44–53.

Информация для связи с автором: shetinina65@mail.ru,

Поступила в редакцию 27.02.2013 г.