Социальный вектор трансформации отношения школьников к физической культуре и спортивной деятельности

Фотографии: 

ˑ: 

ФК:ВОТ №2 2017, с.71-73

Доктор педагогических наук, профессор Л.И. Лубышева1
Кандидат педагогических наук, доцент И.М. Салахов2
1Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва
2Сургутский государственный университет, Сургут

Цель статьи – на основе социологического анализа выявить отношение старших школьников к физической активности и спортивной деятельности. Социологический анализ базировался на результатах полномасштабного исследования по изучению отношения школьников России к организации занятий по физической культуре, в котором приняли участие 2085 школьников 9-10-х классов семи федеральных округов. Полученные данные свидетельствуют о том, что сегодня в российском обществе у молодых людей формируется позитивное отношение к ценностям физической культуры, растет осознание значимости активных занятий физической культурой и спортом для современного человека. Однако авторы отмечают, что роль физической культуры и спорта в системе общезначимых ценностей и в формировании личности традиционно недооценивается, как и в прежние годы. Сейчас это проявляется в том, что физической культуре придается большее значение как средству укрепления здоровья в ущерб пониманию ее в качестве фактора воспитания воли и характера молодого человека. Результаты исследования свидетельствуют о том, что при позитивном отношении к физической активности у школьников, включенных в систематические занятия физической культурой и спортом, повышаются жизненный тонус, уверенность в своих силах, оптимизм. Занятия физической культурой способствуют рациональному распределению свободного времени, позволяют школьнику активно включаться в другие виды деятельности и реализовывать свои сущностные силы. Целостный характер физкультурно-спортивной деятельности и ее общедоступность могут стать мощным средством повышения социальной активности. Задача педагогов – сформировать у подрастающего поколения активное отношение к этой сфере деятельности.

Ключевые слова: школьники, ценности, физическая активность, мотивация, интерес, опрос, анкетирование.

Использованная литература

  1. Алексеев С.В. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности / С.В. Алексеев, Р.Г. Гостев, Ю.Ф. Курамшин и др. – М., 2013.
  2. Лубышева Л.И. Социализация подрастающего поколения в условиях спортивной деятельности / Л.И. Лубышева, В.П. Моченов // Олимпийский спорт и спорт для всех. XX Междунар. конгресс. 16-18 декабря 2016 г., Санкт-Петербург, Россия: Материалы конгресса: [в 2 ч.] – Ч. 1. – СПб., Издательско-полиграфический центр Политехнического университета, 2016. – С. 118-121.
  3. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: учебник для студ. учреждений высш. образования. – 4-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 272 с. – (Сер. Бакалавриат).
  4. Столяров В.И. Социология физической культуры и спорта / В.И. Столяров. – М., 2005.