Методологические основы сравнительного анализа учебных программ, реализуемых в российских и иностранных вузах физической культуры

Фотографии: 

ˑ: 

ФК:ВОТ №2 2017, с.13-14

Аспирантка Цзинюй Лю
Кандидат педагогических наук А.Р. Баймурзин
Доктор педагогических наук, профессор, академик РАО С.Д. Неверкович
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Статья посвящена методологическим основам организации и проведения сравнительного анализа учебных программ, реализуемых в российских и иностранных вузах. Учебные программы высшего профессионального образования предлагается оценивать по системе, состоящей из трех уровней: концептуального, методологического и технологического. Концептуальный уровень предполагает оценку учебных программ по следующим критериям: по философской основе, по величине идеологической нагрузки, по ведущей научной концепции передачи и усвоения опыта. Методологический уровень – по таким критериям, как: соответствие учебной программы образовательным стандартам высшего профессионального образования по направлению подготовки специалистов, тип системы педагогического взаимодействия преподавателя и студента, тип учебной программы, соответствие целей и задач учебной программы ее структуре и содержанию. На технологическом уровне можно выделить следующие критерии оценки: процессуальную характеристику, методическое обеспечение учебной программы.
Приведенный в статье методологический инструментарий позволяет организовать эффективный сравнительный анализ на основе объективных критериев оценки, который будет полезен большому кругу специалистов в области высшего профессионального образования.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, учебная программа, сравнительный анализ, критерии оценки.

Использованная литература

  1. Баймурзин А.Р. «Управление по результатам» в деятельности вуза физической культуры, спорта и туризма / А.Р. Баймурзин // 12-й международный научный конгресс «Современный олимпийский и паралимпийский спорт и спорт для всех», 26-28 мая 2008 г. : материалы / Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. – М., 2008. – Т. 3. – С. 233-234.
  2. Баймурзин А.Р. Организация, руководство и управление педагогическими системами в сфере физической культуры, спорта и туризма / А.Р. Баймурзин, А.Н. Блеер, С.Д. Неверкович // Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием «Методологические проблемы общей и спортивной педагогики», 28-30 окт. 2009 г. : матер. / [под общ. ред. С.Д. Неверковича, Е.В. Киселевой]; М-во спорта, туризма и молодеж. политики РФ, Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. – М., 2009. – С. 4-13.
  3. Неверкович С.Д. Игровое проектирование целостных форм профессиональной деятельности / С.Д. Неверкович // 6-я Междунар. науч. конф. психологов физической культуры и спорта «Рудиковские чтения», 7-11 июня 2010 г.: матер. / М-во спорта, туризма и молодеж. политики РФ, Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма, Рос. Ассоц. психологов физ. культуры и спорта. – М., 2010. – С. 27-29.
  4. Педагогика физической культуры: учебник для студентов учреждений высш. проф. образования / под ред. С.Д. Неверковича. – 2-е изд., перераб.и доп. – М.: Academia, 2013. – 362 с.: ил.