Инклюзивное физическое воспитание студентов-инвалидов: проблемы и пути их решения

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор Ж.Б. Сафонова1
Аспирантка Ю.В. Семенова1
Кандидат физико-математических наук, доцент Е.Н. Стратилатова1
1Омский государственный технический университет, Омск

Статья посвящена проблеме инклюзивного обучения в учреждениях высшего образования и роли физического воспитания студентов-инвалидов в формировании личности, конкурентоспособной на рынке труда. Приводится пример принятия сообществом инвалидов «социальной модели», акцентирующей внимание на необходимости устранения не только психологических, коммуникационных, но и физических барьеров. Подчёркивается важность изменения отношения врачей к освобождению студентов-инвалидов от физической культуры и настоятельной направленности на формирование потребности в занятиях этим видом деятельности. Определены необходимые условия для успешной вузовской инклюзии в освоении базовых общекультурных компетенций прикладной физической культуры.

Ключевые слова: инклюзия, физическое воспитание, студенты-инвалиды, значимость физической культуры.

Литература

  1. Алёхина С.В. Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: Матер. междунар. науч.-практ. конф. (20-22 июня 2011, Москва) / Московский городской психологический, пед. университет. – М.: МГППУ,2011. – 244 с.
  2. Амирадзе С.П. Обзор зарубежного опыта в области инклюзивного образования / С.П. Амирадзе // Научные исследования в образовании. – 2012. – № 2. – С. 1-8.
  3. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К. Бальсевич. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 207 с.
  4. Бахарев А.В. Разработка модели инклюзивного образования: международный опыт / А.В. Бахарев // Знание. Понимание. Умение. – 2014. – № 2. – С. 36-40.
  5. Виленский М.Я. Физическая культура в научной организации процесса обучения в высшей школе / М.Я. Виленский. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – 156 с.
  6. Гилев Г.А. Физическая культура в вузе – средство социальной защиты студенчества / Г.А. Гилев // Актуальные проблемы сохранения и укрепления здоровья молодежи Сибирского региона: матер. междунар. науч-практ. конф. 18 – 23 июня 2006. – Иркутск, 2006. – С. 31-33.
  7. Здоровьесберегающие технологиии в системе физического воспитания студентов с отклонением в состоянии здоровья (профилактика и реабилитация): учеб. пособие / Ж.Б. Сафонова, О.А. Мельникова, Т.В. Колтошова и др. – Омск: Изд.-во ОмГТУ, 2007. – 60 с.
  8. Иванов А.А. Технология самооздоровления студента-спортсмена в связи с состоянием предболезни автореф. дис. … докт. пед. наук / А.А. Иванов. – М., 2012. – 40 с.
  9. Лубышева Л.И. Спортивная культура в контексте построения здоровьеформирующей технологии современного образования / Л.И. Лубышева // Стратегия формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и массового спорта: опыт, перспективы развития: матер. Всерос. науч.-практ. конф. – Тюмень, 2012. – С 77–82.
  10. Манжелей И.В Педагогический потенциал физкультурно-спортивной среды вуза / И.В. Манжелей, О.С. Ставер // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2011. – № 6. – С. 58-61.
  11. Мухамедиарова Г.Ф. Инклюзивное образование: содержание и практика / Г.Ф. Мухамедиарова // JSSN 1991-5497. Мир науки, культуры, образования. – 2015. – № 1(50). – С.10-12.
  12. Сафонова Ж.Б. Физическая культура студентов специальной медицинской группы / Ж.Б. Сафонова, О.А. Мельникова, Т.В. Колтошова, И.Н. Шевелева. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2012. – 135 с.
  13. Тимохина Т.В. Инклюзивно-ориентированное образование / Т.В. Тимохина // Перспективы науки и образования. – 2014. – № 5 (11). –. С. 7-9.
  14. Шевцова Т.В. // Социальная интеграция молодых людей с ограниченными возможностями здоровья физкультурно-спортивными средствами / Т.В. Шевцова, Л.А. Парфёнова // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 12. – С. 70-73.
  15. Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья: методологические аспекты / А.Г. Щедрина. – Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1989. – 136 с.