Мнения учащихся начальной школы в отношении содержания уроков физической культуры

Фотографии: 

Доктор наук по физической культуре, доцент Элигиуш Мадейский
Рис. 1. Типы уроков физической культуры, имевшие место во время исследований, %
Таблица 1. Ответы обследованных детей на вопрос:» Нравится ли тебе урок, в котором ты принял(ла) участие?»
Таблица 2. Ответы обследованных детей на вопрос: Что тебе больше всего понравилось на уроке физической культуры?
Таблица 3. Ответы обследованных детей на вопрос: «Что тебе не понравилось на уроке физической культуры?»
Таблица 4. Ответы обследованных детей на вопрос: «Всегда ли ты с удовольствием занимаешься на уроках физической культуры?»
Таблица 5. Ответы обследованных детей на вопрос: «Что хотел бы (хотела бы) наиболее охотно делать на уроке физической культуры?» Замечание. Данные в процентах не суммируются до 100, поскольку испытуемые могли выбирать разные варианты ответов.

ˑ: 

Мнения учащихся начальной школы в отношении содержания уроков физической культуры

Доктор наук по физической культуре, доцент Элигиуш Мадейский. Доктор хабил. по физической культуре, профессор Гражина Косиба. Доктор наук по физической культуре Януш Яворский. Академия физического воспитания в Кракове, Польша

Ключевые слова: мнения, учащиеся, уроки по физической культуре, начальная школа.

Введение. Целями физического воспитания в 1-3-х классах начальной школы (Польши. – Прим. переводчика) являются среди прочего стимулирование физического развития детей, выработка гигиенических навыков и пробуждение интереса к разным формам двигательной активности (ДА) [14]. Мерой эффективности этого процесса должна стать устойчивость навыков проведения здорового образа жизни в дальнейшем [3]. Основным средством на пути достижения данных целей являются уроки физической культуры, которые на этом этапе развития ребенка называются «уроками движений». Несмотря на то что уроки по физической культуре в 1-3-х классах начальной школы имеют фундаментальное значение для всестороннего развития ребенка [9], нередко они проводятся в «биотехнической версии», когда многие из учителей начальной школы не до конца понимают суть современного физкультурного образования [10, 13]. Подчеркнем, что для многих детей этого этапа образования уроки физической культуры являются единственной формой организованной ДА. В связи с этим уроки должны проводиться таким образом, чтобы дети на них приобретали как можно больше практического опыта [1]. Одновременно следует помнить, что дети 1-3-х классов ходят на уроки физической культуры главным образом, чтобы получить удовольствие, испытать положительные эмоции и приобрести нужные им спортивные умения. Итак, каждый «урок движений» должен строиться таким образом, чтобы давать детям возможность испытывать радость и вызывать у них положительные эмоции. В то же время, учитывая оздоровительный аспект, уроки физической культуры в обсуждаемой возрастной группе должны возможно чаще проводиться на свежем воздухе.

Целью исследования было изучение мнений учащихся 1-3-х классов начальной школы относительно  содержания  уроков физической культуры, сразу после их проведения учителями. Исследования должны были ответить на следующие вопросы:

1. Как дети 1-3-х классов начальной школы воспринимают проведенные уроки физической культуры, в которых они участвуют?

2. Различаются ли мнения об уроках физической культуры в зависимости от пола детей?

Методы и организация исследования. Исследования выполнены в 2005 г. в 1-3-х классах (всего обследовано 64 класса) 19 начальных школ Кракова, отобранных для исследования путем жеребьевки. Среди обследованных было 126 девочек и столько же мальчиков 7-9 лет. Сбор эмпирического материала осуществляли при  помощи метода интервьюирования со стандартным набором вопросов, так как дети этого возрастного периода испытывают трудности при интерпретации собственных опыта и рассуждениях на тему уроков физической культуры. Этот способ интервьюирования заключается «в постановке вопросов закрытого типа и всегда только в заранее составленной последовательности, в какой они записаны в опроснике,  без возможности постановки пояснительных вопросов» [11].

Выводы

1. Согласно данным  опроса, уроки физической культуры вызывают большой интерес у детей 1-3-х классов начальной школы.

2. Обследованные дети имеют четкие представления относительно содержания уроков физической культуры и своего участия в них. В состоянии выразить отрицательное мнение. Рекомендуем учителям, проводящие «двигательные уроки» в 1-3-х классах начальной школы, с большим вниманием относиться к планированию уроков.

3. Высказанные об уроках физической культуры мнения во многих случаях были различными в зависимости от пола детей, поэтому при конструкции уроков данный фактор также следует принять во внимание.

Литература  

1. Balz E. 1998. Wie kann man soziales Lernen fördern? In: Bielefelder Sportpädagogen: Methoden im Sportunterricht. Verlag Karl Hofmann, Schorndorf, pp. 131–150.

2. Bauman T. 1995. O możliwości zastosowania metod jakościowych w badaniach pedagogicznych. W: Zasady badań pedagogicznych. Red. T. Pilch. Wydawnictwo Akademickie „Żak”, Warszawa, s. 54–75.

3. Bronikowski M. 2002. Kultura fizyczna dzisiaj a wymagania reformy. W: Metodyka wychowania fizycznego w szkole. Red. M. Bronikowski. Wydawnictwo eMPi2, Poznań, s. 7–15.

4. Ferguson G.A., Takane Y. 1997. Analiza statystyczna w psychologii i pedagogice. Wydawnictwo Naukowe PWN, Warszawa.

5. Frołowicz T. 2002. Edukacyjne intencje nauczycieli wychowania fizycznego. Między deklaracjami a działaniami. Wydawnictwo Uczelniane AWFiS, Gdańsk.

6. Frömel K., Górna K. 1996. Opinie uczniów szkół średnich o lekcjach wychowania fizycznego. W: Efekty kształcenia i wychowania w kulturze fizycznej. Red. J. Ślężyński. Wydawnictwo AWF, Katowice, s. 41–48.

7. King B.M., Minium E.V. 2009. Statystyka dla psychologów i pedagogów. Wydawnictwo Naukowe PWN, Warszawa.

8. Konarzewski K. 2000. Jak uprawiać badania oświatowe. Metodologia praktyczna. WSiP S.A., Warszawa.

9. Koszczyc T. 1998. Kilka uwag krytycznych o wychowaniu fizycznym w klasach młodszych szkoły podstawowej. W: Wychowanie fizyczne w klasach początkowych szkoły podstawowej. Red. T. Koszczyc. Wydawnictwo AWF, Wrocław, s. 7–8.

10. Lewandowski M., Guła-Kubiszewska H. 2000. Rozważania nad znaczeniem wychowania fizycznego w nauczaniu zintegrowanym. W: Zajęcia ruchowe w kształceniu zintegrowanym. Red. T. Koszczyc, M. Lewandowski. Wydawnictwo AWF, Wrocław, s. 27–31.

11. Łobocki M. 2004. Metody i techniki badań pedagogicznych. Oficyna Wydawnicza „Impuls”, Kraków.

12. Łobocki M. 2007. Wprowadzenie do metodologii badań pedagogicznych. Oficyna Wydawnicza „Impuls”, Kraków.

13. Pawłucki A. 1997. Nauczyciel wobec wartości zdrowia – studium krytyczne. Wydawnictwo AWF, Gdańsk.

14. Staniszewski T. 1998. Przygotowanie nauczycielek do lekcji wychowania fizycznego w młodszych klasach szkoły podstawowej. W: Lekcja wychowania fizycznego. Red. M. Bronikowski, R. Muszkieta, T. Olejniczak. Wydawnictwo AWF, Poznań, s. 176–182.

Информация для связи с автором: Vladimir.Lyakh@awf.krakow.pl

Поступила в редакцию 13.03.2013 г.