Педагогическая концепция социального развития личности студентов с ограниченными возможностями здоровья на основе индивидуальных образовательных траекторий

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент Т.М. Панкратович1
Кандидат педагогических наук, доцент Е.М. Голикова1
Кандидат педагогических наук, доцент П.П. Тиссен1
1Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург

Целью исследования стало научное обоснование педагогической концепции социального развития личности студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на основе индивидуальных образовательных траекторий. При построении общей педагогической концепции, при формировании этапов и их продолжительности авторы исходили из того, что в основе последовательного, ступенчатого процесса физкультурно-оздоровительной работы с целью социального развития личности студентов с ОВЗ лежит ступенчатая продолжительная работа. При разработке индивидуальной образовательной траектории учитывались особенности психофизического развития каждого студента. При этом за основу авторы брали организационно-методическую модель, технологию индивидуальных образовательных траекторий, комплекс педагогических условий, формы, средства адаптивной физической культуры.
Реализация педагогической концепции социального развития личности студента с ОВЗ на основе технологии индивидуальной образовательной траектории способствует успешной социальной адаптации, социализации, инкультурации студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: студенты с ограниченными возможностями здоровья, социальное развитие личности, педагогическая концепция, адаптивное физическое воспитание.

References

  1. Andreeva I.G. Soderzhanie obrazovaniya v svete gosudarstvennoy politiki sokhraneniya zdorovja natsii [Content of education within state nation's health protection policy]. Pedagogika, 2012, no. 10, pp. 32-39.
  2. Artyunina G.P., Gonchar N.P., Ignatkova S.A. Osnovy meditsinskikh znaniy: zdorovje, bolezn i obraz zhizni. Ucheb. posobie [Fundamentals of medical knowledge: health, disease and lifestyle. Study guide]. Pskov: PSPI publ., 2003, 303 p.
  3. Balsevich V.K. Osnovnye polozheniya kontseptsii intensivnogo innovatsionnogo preobrazovaniya natsionalnoy sistemy fizkulturno-sportivnogo vospitaniya detey, podrostkov i molodezhi Rossii [Key provisions of the concept of intensive innovative transformation of national physical culture and sports education system for children, adolescents and young people of Russia]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2002, no. 3, pp. 2-4.
  4. Golikova E.M., Tissen P.P., Lutovina E.E. Sotsialnaya rol adaptivnoy fizicheskoy kultury v snizhenii riskov sovremennogo obrazovatelnogo prostranstva [Social role of adaptive physical education for modern educational space risks reduction]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2015, 3, p. 31.
  5. Evseev S.P., Shapkova L.V. Adaptivnaya fizicheskaya kultura. Ucheb. posobie [Adaptive Physical Education. Study guide]. Moscow: Sovetskiy sport, 2000, 240 p.
  6. Zagvyazinskiy V.I. Metodologiya i metody psikhologo-pedagogicheskogo issledovaniya. Ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedeniy [Methodology and methods of psychological and pedagogical research. Study guide for ped. university students]. Moscow: Akademiya publ., 2001, 208 p.
  7. Sayfutdinov R.G. et al. Zdorovy obraz zhizni: metodicheskie ukazaniya [Healthy lifestyle. Guidance]. Kazan: KSTU publ., 2006, 78 p.
  8. Ivanova T.S. Pedagogicheskiy vuz zdorovya [Teacher institution of health]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2012, no. 8-9, pp. 53-57.
  9. Irkhin V., Zhernakova N. Kontseptualnye polozheniya zdorovjeorientirovannoy podgotovki spetsialistov [Conceptual provisions of health-focused specialist training]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2008, no. 7, pp. 88-93.
  10. Lubysheva L.I. Kontseptsii formirovaniya fizicheskoy kultury cheloveka [Personal physical culture formation concept]. Moscow: GTsOLIFK publ., 1992, 120 p.