Влияние игровых видов спорта на адаптационный потенциал подростков с врожденным и приобретенным дефектом зрения
Фотографии:
ˑ:
УДК/UDC 796.077-056.266 Поступила в редакцию 16.01.2017 г.
Кандидат психологических наук Д.В. Савченко1
Кандидат психологических наук, доцент В.В. Пчелинова1
Кандидат психологических наук, доцент В.Н. Феофанов1
Кандидат педагогических наук А.Г. Удодов1
1Российский государственный социальный университет, Москва
Представлены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению влияния игровых видов спорта на адаптационный потенциал подростков с врожденным и приобретенным дефектом зрения, занимающихся по разработанной авторской программе с использованием средств и методов спортивной игры голбол. Методики исследования: расчетный индекс адаптационного потенциала (Р.М. Баевский и соавт.); диагностика уровня личностной тревожности (по Ч.Д. Спилбергеру и Ю.Л. Ханину); методика оценки самочувствия, активности и настроения (САН). В эмпирическом исследовании принияли участие 52 слабовидящих подростка, средний возраст которых составил 12,6±2,3 года. Слабовидящие подростки были поделены на две группы: с врожденным дефектом зрения (27 человек) и с приобретенным (25 человек). Проведенное исследование показало, что у подростков с приобретенным дефектом зрения наблюдались статистически достоверные улучшения самочувствия и настроения, тогда как у подростков с врожденным его дефектом – активности. Статистически достоверное снижение высокой личностной тревожности было зафиксировано у подростков с приобретенным дефектом зрения. В экспериментальных группах наблюдался удовлетворительный уровень адаптационного потенциала, при этом наибольший рост показателей был отмечен в группе подростков с врожденным дефектом зренеия. Проведенное исследование позволяет рекомендовать программу по развитию адаптационного потенциала в процессе занятий игровыми видами спорта в коррекционных школах для обучения слабовидящих и слепых детей, а также в общеобразовательных школах, в которых обучается большое количество подростков с ослабленным зрением.
Ключевые слова: адаптационный потенциал, подростки с врожденным и приобретенным дефектом зрения, игровые виды спорта, голбол.
Литература
- Айзенк Х. Психологические теории тревожности: в книге «Тревога и тревожность»/ Х. Айзенк / Под ред. В.М. Астапова. – СПб.: Питер, 2001. – С. 226.
- Горошников Е.Н. Спортивные игры для незрячих: метод. пособие / Е.Н. Горошников, М.М. Иванов. – М., 1988. – 56 с.
- Корнев А.В. Анализ уровня мотивации к занятиям голболом у спортсменов с нарушением зрения / А.В. Корнев // Уч. записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2014. – № 11 (117). – С. 203-209.
- Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих / А.Г. Литвак. – СПб.: Изд-во РГПУ, 1998.
- Рикрофт Ч. Тревога, страх и ожидание / Ч. Рикрофт // Тревога и тревожность / под ред. В.М. Астапова. – СПб.: Питер, 2001. – С. 181-188.
- Ростомашвили Л.Н. Физические упражнения для детей с нарушением зрения: Метод. реком. для учителей, воспитателей, родителей (2-е изд., испр. и доп.) / Л.Н. Ростомашвили. – М., 2002. – 102 с.
- Савченко Д.В. Социально-психологическая адаптация подростков с ограниченными возможностями здоровья в специальной образовательной среде (на примере командно-игровых видов спорта): дис. …канд. псх наук / Д.В. Савченко. – М., 2011.
- Савченко Д.В. Влияние командно-игровых видов спорта на социально-психологическую адаптацию подростков с нарушением зрения в коллективе сверстников / Д.В. Савченко, О.И. Миронова, Е.Г. Бабич, В.А. Морозов // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 3. – С. 29-31.
- Шмелева Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение развития и коррекции психофункциональных и физических способностей в процессе социализации детей с интеллектуальной недостаточностью / Е.А. Шмелева, М.А. Правдов, П.А. Кисляков, А.В. Корнев // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 3. – С. 41-43.
- Makhov A.S., Stepanova O.N., Shmeleva S.V., Petrova E.A., Dubrovinskaya E.I. (2015). Planning and organization of sports competitions for disabled people: Russian experience. Biosciences biotechnology research Asia. (Vol. 12, No. 1, pp. 877-886).