Диагностические критерии особенностей психической нагрузки в условиях учебной деятельности спортсменов-студентов с ОВЗ и здоровых спортсменов-студентов

Фотографии: 

ˑ: 

ТиПФК № 3 2017, с.89-92

УДК/UDC 796.01:612   Поступила в редакцию 05.01.2017 г.

Доктор психологических наук, профессор Б.П. Яковлев1
Аспирантка Н.Р. Усаева1
Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Апокин1
Аспирант И.Б. Тарасенко1
Аспирант А.Г. Банщиков1
1Сургутский государственный университет, Сургут

Значимость и актуальность изучения проблемы психической нагрузки студентов-спортсменов с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время определяется не только экстремальными условиями спортивной деятельности, но и учебной деятельностью. Предельные психические нагрузки в течение всего времени обучения в вузе стрессорно воздействуют на организм и психику студентов. В связи с этим востребованы проведение комплексной сравнительной оценки психофизиологического статуса студентов различных групп здоровья, а также исследование в области адаптации их функциональных систем к учебным и психическим нагрузкам в условиях профессионального образования. Адаптация к психической нагрузке мужчин с ОВЗ протекает более напряженно на фоне нарастающей симпатикотонии при ослаблении вегетативного обеспечения деятельности. У женщин с ОВЗ проявляются меньше изменения по частоте сердечных сокращений и потреблению кислорода нарушения вегетативного обеспечения деятельности, чем у мужчин.

Ключевые слова: психическая нагрузка, диагностические критерии, функциональные проявления, учебная деятельность, умственная задача.

Литература

  1. Практические занятия по психологии / Под ред. Д.Я. Богдановой, И.П. Волкова. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – С. 73-75.
  2. Психолого-педагогические методики в структуре подготовки спортсменов: учеб. пособие / Г.Д. Бабушкин. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2015. – 228 с
  3. Усаева Н.Р. Развитие эмоциональной устойчивости к психической нагрузке у студентов-спортсменов с нарушениями слуха в период обучения в вузе / Н.Р. Усаева, В.В. Апокин, Б.П. Яковлев // Теория и практика физ. культуры. – 2014. – № 11. – С. 87-89.
  4. Яковлев Б.П. Психическая нагрузка в современном образовательном процессе / Б.П. Яковлев, О.Г. Литовченко //«Психологическая наука и образование: Электронное специализированное научно-практическое периодическое издание (Psyedu.ru)». – 2007. – № 4. – С. 38-44.
  5. Яковлев Б.П. Отличительные особенности влияния психической нагрузки на студентов-спортсменов с ограниченными возможностями здоровья и здоровых студентов в условиях учебной деятельности / Б.П. Яковлев, В.В. Апокин, Н.Р. Усаева // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 11. – С. 86-88.