Влияние различной ритмо-темповой структуры занятий аэробикой на психофиз. и электронейромиографические показатели

Фотографии: 

Ю.Г. Калиникова
Таблица 1. Амплитуда биоэлектрической активности мышц в покое до и после нагрузки [Me (Q25; Q75)]
Таблица 2. Параметры М-ответа мышц голени у студенток различных групп [Ме(Q25; Q75)]
Таблица 3. Результаты самооценки реактивной тревожности в исследуемых группах [Ме(Q25; Q75)]
Таблица 4. Результаты самооценки психического состояния студенток в исследуемых группах [Ме(Q25; Q75)]

ˑ: 

Влияние различной ритмо-темповой структуры занятий аэробикой на психофизиологические и электронейромиографические показатели

Ю.Г. Калиникова. Кандидат биологических наук, доцент Е.С. Иноземцева. Доктор медицинских наук, профессор Л.В. Капилевич. Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Томск

Ключевые слова: ритмо-темповая структура, аэробика, психофизиологическое состояние, электронейромиография.

Введение. Использование музыкального сопровождения различной ритмо-темповой структуры на занятиях по аэробике является ее методической особенностью и существенно отличает этот вид физической активности от других средств физического воспитания. Подбор определенного музыкального ритма – важное условие педагогически грамотной организации учебно-тренировочного процесса по аэробике [2].

В настоящее время получены сведения о конкретных механизмах влияния музыкального ритма в целом на мозг человека, на психомоторику, на вегетативные и соматические функции. Физиологическое воздействие музыки на организм человека подтверждается экспериментальными данными о том, что ритмы различных функций организма тесно связаны с ритмами работы мозга. Под воздействием внешних раздражителей можно не только активизировать или тормозить работу мозга, но и изменять эмоциональное и физическое состояние человека [3].

Методы и организация исследования. Целью исследования было изучение влияния ритмо-темповой структуры занятий по аэробике на психофизиологические и электронейромиографические показатели организма студенток.

Объектом исследования являлись студентки специализации «аэробика» в возрасте от 17 до 20 лет, разделенные на три группы в зависимости от ритмо-темпового сопровождения учебно-тренировочного занятия: ударность музыкального сопровождения в первой группе составила 115-125 уд/мин, во второй – 135-140 уд/мин и в третьей – 145-160 уд/мин.

Для комплексной оценки психофизиологических и психологических свойств и функций организма студенток в зависимости от ритмо-темповой структуры занятий по аэробике использовали компьютерный комплекс для психофизиологического тестирования «НС-Психотест». Состояние нервно-мышечной системы оценивали на электронейромиографе Нейро-МВП-Микро (производство НПО Нейрософт, г. Иваново, Россия).

Заключение. По результатам электронейромиографического исследования установлено следующее:

а) занятия по аэробике с ритмо-темповой структурой 135-140 уд/мин способствуют более эффективному расслаблению четырехглавой мышцы бедра;

б) занятия по аэробике с ритмо-темповой структурой 145-160 уд/мин способствуют увеличению латентного периода М-ответа, характеризующего скорость передачи импульса в зоне нервно-мышечного контакта и снижению скорости распространения возбуждения по двигательному волокну.

По результатам психофизиологического исследования установлено, следующее:

а) увеличение ритма музыкального сопровождения занятий по аэробике повышает уровень тревожности студенток.

б) на показатели оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности изменение ритмо-темповой структуры не повлияло.

в) ритмо-темповая структура занятия по аэробике 135-140 уд/мин приводит к улучшению текущего субъективного самочувствия студенток.

Литература

1. Гарипова Н.М. О механизмах эмоционального воздействия музыки / Н.М. Гарипова // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». – 2011. – № 2. – С. 156–162.

2. Иноземцева Е.С. Музыкально-ритмическое воспитание: учебно-метод. пособие / Е.С. Иноземцева. – Томск, 2011.

3. Овчинникова Т.С. Изучение влияния музыкальных ритмов на человека  / Т.С. Овчинникова, Т.Г. Кузнецова, М.В. Горбачева // Музыкальная психология и психотерапия. –  2011. – № 4(25). – С. 41–46.

4. Павлов И.П. Двадцатилетний опыт изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных / И.П. Павлов. – М., 1951. – 656 с.

5. Хомская Е.Д. Мозг и эмоции / Е.Д. Хомская, Н.Я. Батова // Нейропсихологические исследования. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 268 с.

Информация для связи с автором: kisa101090@yandex.ru

Поступила в редакцию 25.02.2013 г.