Влияние различной ритмо-темповой структуры занятий аэробикой на психофиз. и электронейромиографические показатели
Фотографии:
ˑ:
Влияние различной ритмо-темповой структуры занятий аэробикой на психофизиологические и электронейромиографические показатели
Ю.Г. Калиникова. Кандидат биологических наук, доцент Е.С. Иноземцева. Доктор медицинских наук, профессор Л.В. Капилевич. Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Томск
Ключевые слова: ритмо-темповая структура, аэробика, психофизиологическое состояние, электронейромиография.
Введение. Использование музыкального сопровождения различной ритмо-темповой структуры на занятиях по аэробике является ее методической особенностью и существенно отличает этот вид физической активности от других средств физического воспитания. Подбор определенного музыкального ритма – важное условие педагогически грамотной организации учебно-тренировочного процесса по аэробике [2].
В настоящее время получены сведения о конкретных механизмах влияния музыкального ритма в целом на мозг человека, на психомоторику, на вегетативные и соматические функции. Физиологическое воздействие музыки на организм человека подтверждается экспериментальными данными о том, что ритмы различных функций организма тесно связаны с ритмами работы мозга. Под воздействием внешних раздражителей можно не только активизировать или тормозить работу мозга, но и изменять эмоциональное и физическое состояние человека [3].
Методы и организация исследования. Целью исследования было изучение влияния ритмо-темповой структуры занятий по аэробике на психофизиологические и электронейромиографические показатели организма студенток.
Объектом исследования являлись студентки специализации «аэробика» в возрасте от 17 до 20 лет, разделенные на три группы в зависимости от ритмо-темпового сопровождения учебно-тренировочного занятия: ударность музыкального сопровождения в первой группе составила 115-125 уд/мин, во второй – 135-140 уд/мин и в третьей – 145-160 уд/мин.
Для комплексной оценки психофизиологических и психологических свойств и функций организма студенток в зависимости от ритмо-темповой структуры занятий по аэробике использовали компьютерный комплекс для психофизиологического тестирования «НС-Психотест». Состояние нервно-мышечной системы оценивали на электронейромиографе Нейро-МВП-Микро (производство НПО Нейрософт, г. Иваново, Россия).
Заключение. По результатам электронейромиографического исследования установлено следующее:
а) занятия по аэробике с ритмо-темповой структурой 135-140 уд/мин способствуют более эффективному расслаблению четырехглавой мышцы бедра;
б) занятия по аэробике с ритмо-темповой структурой 145-160 уд/мин способствуют увеличению латентного периода М-ответа, характеризующего скорость передачи импульса в зоне нервно-мышечного контакта и снижению скорости распространения возбуждения по двигательному волокну.
По результатам психофизиологического исследования установлено, следующее:
а) увеличение ритма музыкального сопровождения занятий по аэробике повышает уровень тревожности студенток.
б) на показатели оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности изменение ритмо-темповой структуры не повлияло.
в) ритмо-темповая структура занятия по аэробике 135-140 уд/мин приводит к улучшению текущего субъективного самочувствия студенток.
Литература
1. Гарипова Н.М. О механизмах эмоционального воздействия музыки / Н.М. Гарипова // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». – 2011. – № 2. – С. 156–162.
2. Иноземцева Е.С. Музыкально-ритмическое воспитание: учебно-метод. пособие / Е.С. Иноземцева. – Томск, 2011.
3. Овчинникова Т.С. Изучение влияния музыкальных ритмов на человека / Т.С. Овчинникова, Т.Г. Кузнецова, М.В. Горбачева // Музыкальная психология и психотерапия. – 2011. – № 4(25). – С. 41–46.
4. Павлов И.П. Двадцатилетний опыт изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных / И.П. Павлов. – М., 1951. – 656 с.
5. Хомская Е.Д. Мозг и эмоции / Е.Д. Хомская, Н.Я. Батова // Нейропсихологические исследования. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 268 с.
Информация для связи с автором: kisa101090@yandex.ru
Поступила в редакцию 25.02.2013 г.