Анализ рынка фитнес-услуг на основе психолого-поведенческих характеристик потребителя

Фотографии: 

С.А. Яшина
Рис. 1. Сегментация членов фитнес-клуба по типологическим группам
Рис. 2. Классификация респондентов по показателям приверженности к ведению здорового образа жизни
Рис. 3. Профили четырех личностных типов респондентов, выделенных по методике Р. Кеттела (Хср)

ˑ: 

Анализ рынка фитнес-услуг на основе психолого-поведенческих характеристик потребителя

С.А. Яшина. Сахалинский государственный университет, Южно-Сахалинск

Ключевые слова: рынок фитнес-услуг, критерии сегментации, психолого-поведенческие характеристики потребителей.

Введение. При сегодняшнем развитии экономики физической культуры и спорта фигура потребителя приобретает центральное значение и детальное понимание его особенностей становится условием выживания любого производителя товаров или услуг. Главным фактором успеха маркетинговой стратегии в данном случае является осмысление как физических, так и психологических характеристик потребителя услуг, включающих ценности, проблемы, потребности, мотивы, предмет интереса. Психологический портрет потребителя при этом характеризуется не только его поведением во время потребления услуги или принятия решения о её покупке, а всем психолого-поведенческим синдромом личности. Поиск, нахождение и описание целевого сегмента (или группы потребителей, нуждающихся в таком товаре или услуге), основанного на изучении потребностей и предсказании поведения потребителей – залог успешной стратегии любой физкультурно-спортивной организации [2-5].

Цель исследования – обоснование сегментации муниципального рынка фитнес-услугна основе психолого-поведенческих характеристик потребителя

Задачи исследования: изучить психолого-поведенческие характеристики потребителей фитнес-услуг, выявить их специфические особенности и классифицировать их на различающиеся между собой типологические группы.

Выводы. Практические результаты исследования психолого-поведенческих особенностей занимающихся фитнесом позволяют исследователю не только осуществить сегментациюмуниципального рынка фитнес-услуг, но и создать условия для моделирования качественных характеристик той или иной услуги, наиболее полно удовлетворяющей запросы и потребности потребителей каждой из описанных типологических групп [5].

Литература

1. Брылеева Л.Г. Онтология самореализации личности как предмет прикладной культурологии: дис. … докт. культ. наук / Л.Г. Брылеева. – СПб., 1998. – 439 с.

2. Васильев Г.А. Поведение потребителей: учеб. пособие / Г.А. Васильев. – М.: Вузовский учебник, 2005 – 240 с.

3. Гантер Б. Типы потребителей: введение в психографику: пер. с англ. под ред. И.В. Андреевой / Б. Гантер, А. Фернхам. – СПб: Питер, 2001. – 304 с.

4. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла: учеб.-метод. пособие / А.Н. Капустина. – СПб.: Речь, 2004. – 104 с.

5. Пасюков П.Н. Маркетинговые исследования в развитии оздоровительной физической культуры на муниципальном уровне: монография / П.Н. Пасюков, С.А. Яшина. – Челябинск: издательский центр УралГУФК, 2008. – 160 с.

6. Яшина С.А. Конкурентоспособность физкультурно-спортивной организации как фактор развития фитнес-услуг на муниципальном уровне  / С.А. Яшина // Теория и практика физ. культуры. – 2012. – № 11.– С. 34–36.

Информация для связи с автором: yashina-747@rambler.ru

Поступила в редакцию 21.02.2013 г.