Влияние дополнительной физической нагрузки третьего урока физической культуры на успеваемость шестиклассников

Фотографии: 

Кандидат педагогических наук, доцент Е.М. Ревенко
Таблица 1. Сравнительный анализ динамики успеваемости шестиклассников в предварительном и педагогическом экспериментах
Таблица 2. Корреляционные связи темпов прироста двигательных способностей с динамикой успеваемости в педагогическом эксперименте
Таблица 3. Динамика интеллектуального развития у шестиклассников в предварительном и педагогическом экспериментах, различающихся исходным уровнем интеллекта, %
Таблица 4. Сравнительный анализ динамики успеваемости в педагогическом эксперименте у шестиклассников, различающихся динамикой интеллекта
Таблица 5. Корреляционные связи общей динамики физического развития с динамикой успеваемости у шестиклассников, различающихся динамикой интеллекта в педагогическом эксперименте

ˑ: 

Влияние дополнительной физической нагрузки третьего урока физической культуры на успеваемость шестиклассников

Кандидат педагогических наук, доцент Е.М. Ревенко. Аспирантка Т.Ф. Зелова. Н.В. Никитина. Доктор педагогических наук, профессор В.А. Сальников. Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ), Омск

Ключевые слова: инновации в физическом воспитании, двигательная нагрузка, гетерогенные связи, динамика физического развития, динамика успеваемости.

Введение. Одним из самых заметных элементов модернизации школьного физического воспитания является внедрение в школьную программу третьего урока физической культуры в неделю. К сожалению, это всего лишь незначительная часть фундаментального инновационного подхода, разработанного научным коллективом под руководством В.К. Бальсевича [2–4], которая реализуется в массовой образовательной практике. До сих пор так и не нашла в полной мере отражение основополагающая идея инновационного физического воспитания – идея внедрения технологий спорта в массовую физическую культуру. Более того, материально-технические возможности современных школ не позволяют полностьюреализовать в полной мере широкий выбор спортивных специализаций для школьников, опираясь на их индивидуально обусловленные склонности к занятиям тем или иным видом спорта.

Цель исследования заключалась в сравнении динамики успеваемости шестиклассников, обучающихся по программам двух и трех уроков физической культуры в неделю.

Организация и методы исследования. В исследовании участвовали школьники (юноши 6-х классов) МОУ «Лицей № 149» г. Омска. Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе исследования, в 2009/2010 уч. Году, посредством сравнения осеннего и весеннего тестирования изучалась динамика двигательных и умственных способностей в традиционной (при двух уроках в неделю) системе реализации дисциплины «Физическая культура». На основе расчета среднего арифметического значения темпов прироста всех отдельно взятых исследуемых двигательных проявлений мы вычисляли ОДФР – общую динамику физического развития. Также рассчитывалась динамика успеваемости школьников, фиксируемая по итогам I и IV четвертей. Полученные данные были приняты за фоновые. Далее на втором этапе исследования, в 2010/2011 уч. Году, изучалась динамика этих же способностей, но при трех уроках физической культуры в неделю (третьий – «развивающий»). Также рассчитывались ОДФР и динамика успеваемости школьников, фиксируемая по итогам I и IV четвертей.

Литература

1. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. Т. 2. Развитие и воспитание личности / Б.Г. Ананьев; под ред. Н.А. Логиновой. − СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. − 549 с.

2. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания школьников / В.К. Бальсевич, М.П. Шестаков // Спорт, духовные ценности, культура. – М., 1997. – Вып. 7. – С. 232–237.

3. Бальсевич В.К. Новые векторы модернизации систем массового физического воспитания детей и подростков общеобразовательной школы / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, Л.Н. Прогонюк, Л.Н. Мустафина, Н.Я. Стрельцова // Теория и практика физической культуры.– 2003. – № 4. – С. 56–59.

4. Бальсевич В.К. Спортивно-ориентированное образование: образовательный и социальный аспекты / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 2003. – № 5. – С.  19–22.

5. Бурзунова Е.А. Изменение личностного потенциала одаренных подростков в условиях повышенной учебной нагрузки / Е.А. Бурзунова // Вестник Томского государственного университета. – Томск, 2011. – № 353. – С. 166–169.

6. Гублер Е.В. Применение непараметрических критериев статистики в медико-биологических исследованиях / Е.В. Гублер, А.А. Генкин. – Л., 1973. – 140 с.

7. Дьяченко Т.М. Динамика интеллектуального и личностного развития детей младшего школьного и подросткового возраста (лонгитюдное исследование): автореф. дис. … канд. психол. наук / Т.М. Дьяченко. – СПб., 2006. – 26 с.

8. Зелова Т.Ф. Влияние дополнительной физической нагрузки на соотношение динамики двигательного и умственного развития шестиклассников / Т.Ф. Зелова, Е.М. Ревенко, В.А. Сальников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2012. – № 5. – С. 21–26.

9. Зотова Ф.Р. Эффективность дополнительных «тренировочных» уроков физической культуры в инновационных школах / Ф.Р. Зотова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2004. – № 1. – С. 2–5.

10. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер,  2004. – 704 с.

11. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека: учебник для вузов / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2003. – 384 с.

12. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия / Н.С. Лейтес. – М.; Воронеж, 1997. – 448 с.

13. Мутко В.Л. Дополнительный урок физкультуры: опыт реализации / В.Л. Мутко, Н.В. Паршикова, В.А. Чистяков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2007. – № 1. – С. 20–21.

14. Сальников В.А. Индивидуальные различия в системе спортивной деятельности / В.А. Сальников. – Омск, 2003. – 261 с.

Информация для связи с автором: revenko.76@mail.ru

Поступила в редакцию 28.02.2013 г.