Физ. воспитание на основе вида спорта – новый вектор организации физкультурной активности детей, подростков, молодежи

Фотографии: 

Доктор педагогических наук, кандидат биологических наук В.К. Спирин

ˑ: 

Физическое воспитание на основе вида спорта – новый вектор организации физкультурной активности детей, подростков, молодежи

Доктор педагогических наук, кандидат биологических наук В.К. Спирин. Аспиранты Д.Н. Болдышев, И.А. Риссамакина. Великолукская государственная академия физической культуры и спорта, Великие Луки. Аспирантка Е.А. Мавренкова. Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Смоленск

Ключевые слова: физическое воспитание, урок физической культуры, кумулятивный эффект, высокие технологии спортивной подготовки.

Введение. Современная система образования в сфере физической культуры и спорта характеризуется поиском эффективных подходов к построению физического воспитания подрастающего поколения. Этот процесс ориентирован на выполнение требований действующего Государственного стандарта, базируется на различных педагогических концепциях, которые задают соответствующие правила отбора в содержании учебного процесса. Наличие разнообразных, в том числе и альтернативных, концептуальных подходов, определяющих содержательное наполнение учебного процесса, объективно актуализирует ведущую роль педагога. Многообразие программ по физической культуре – факт свершившийся: право выбора программы остается за учителем. Также у педагога есть право разработать свою, авторскую, программу, получить на нее гриф «Рекомендовано…» на уровне районного, областного управления образования и работать по ней. Данное обстоятельство предъявляет к учителю физической культуры высокие квалификационные требования, реализация которых требует тщательного научного осмысления существа учебного предмета  «Физическая культура» и на этой основе – выбора программы обучения учащихся. Основополагающим условием решения этой проблемы должно быть наличие в рамках выбранной педагогом программы методики решения задач, прописанных в программе, соотнесенной с условиями деятельности учителя физической культуры. Учащимся должна быть предложена система занятий двигательной (физкультурной) деятельностью в соответствии с общеметодическими принципами и принципами, выражающими  специфические закономерности  построения физического воспитания, целенаправленного развития двигательных способностей, формирования специальных физкультурных знаний и осознанной потребности в физкультурных занятиях. Указанная система наиболее разработана в технологии спортивной, общекондиционной и оздоровительной  тренировки. Адаптированное, научно осмысленное проникновение в физкультурное образование  элементов совокупности факторов (средств, методов, условий), позволяющих направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечить необходимую степень его готовности к спортивным достижениям, является одним из направлений совершенствования физического воспитания и спорта. Очевидно, что речь в первую очередь должна идти о высоких наукоемких технологиях  стимулируемого развития физического потенциала человека, отработанных в спорте высших достижений и в системе подготовки его резерва [1].

Цель исследования – теоретически обосновать проблему спортизированного подхода к физическому воспитанию детей, подростков и молодежи в условиях организации физкультурного образования.

Заключение. Многолетний процесс тренировки и соревнований по виду спорта включает занимающегося в педагогическую систему,  обеспечивающую рациональную преемственность задач, средств, методов и организационных форм подготовки в соответствии с общеметодическими принципами и принципами, выражающими специфические закономерности построения физического воспитания. У человека, вовлеченного в этот процесс посредством формирования понимания стратегии управления многолетней физической подготовкой на базе конкретного вида спорта, закладываются и в последующем закрепляются специфические физкультурные знания, методические умения по обучению двигательным действиям и стимулируемого развития двигательных качеств на основе кумуляции эффектов от занятий физическими упражнениями. Спортивная специализация позволяет выпускнику физкультурного вуза усвоить эффективные образцы педагогической деятельности по формированию физически развитой личности. Базируясь на этих образцах, педагог может предложить учащимся, соотнесенную с условиями его деятельности методику решения задач по выполнению требований действующего Государственного стандарта. Указанный подход не означает навязывания школьнику одного вида спорта. Речь идет о том, что в условиях школьного физического воспитания модель занятий физическими упражнениями на базе вида спорта с конверсионным проникновением элементов высоких технологий спортивной подготовки позволяет учителю физической культуры добиться обучающих, воспитательных и тренирующих эффектов от занятий физическими упражнениями.

Успешная модернизация системы физического воспитания подрастающего поколения может быть осуществлена при обеспечении необходимой политической, информационной, правовой, финансовой и материально-технической поддержки методологически обоснованных положений и концептуальных решений по реформированию физкультурной деятельности детей, подростков и молодежи. В методологическом смысле  конверсионное проникновение элементов высоких наукоемких технологии стимулируемого развития физического потенциала человека, отработанных в спорте высших достижений, является апробированным перспективным направлением развития  предмета «Физическая культура» и системы непрерывного физического воспитания.

Литература

1. Бальсевич В.К. Природные и социальные ресурсы развития двигательного потенциала / В.К. Бальсевич. – М.: РГУФКСМиТ, 2012. – 35 с. – (Избранные лекции университета).

2. Ковылин М.М. Философские и педагогические аспекты онтокинезиологии человека / М.М. Ковылин, А.А. Передельский // Теория и практика физ. культуры – 2012. – № 12. – С. 21–25.

3. Лубышева Л.И. Спортивная культура в школе / Л.И. Лубышева. – М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. – 174 с.

4. Спирин В.К. Посредством целенаправленного обучения двигательным действиям / В.К. Спирин, Л.И. Котельников, Е.Н. Котова // Физическая культура в школе. – 2012. – № 8. – С. 14–18.

Информация для связи с автором: Spirin_vk@mail.ru

Поступила в редакцию 19.02.2013 г.