Теория физической культуры: научный миф или реальность?
Фотографии:
ˑ:
Теория физической культуры: научный миф или реальность?
Доктор педагогических наук, доцент В.А. Сутула. Харьковская государственная академия физической культуры, Харьков, Украина. Кандидат педагогических наук Г.В. Власов. Донецкий национальный медицинский университет, Донецк, Украина
«Кризисная ситуация в науке – явление естественное,
но это не кризис самой науки, а теорий и концепций ее составляющих».
(Г. Наталов)
Ключевые слова: физическая культура, теория, деятельность, потребности, социальные функции, оздоровительно-воспитательная функция, направления развития, система, социальный механизм саморазвития.
Введение. В последние годы на страницах журнала «Теория и практика физической культуры» достаточно широко (Р.А. Абзалов, 1999, 2002; Л.И. Лубышева, 2009, Л.П. Матвеев, 2003, 2009; Г.Г. Наталов, 2005; В.И. Столяров, 2007; Ю.М. Николаев, 2001–2012, и др.), а порой и довольно эмоционально (Н.Н. Визитей, 2011; В.Б. Коренберг, 2008; Ф.И. Собянин, 2010; Столяров, 2011), обсуждаются проблемы развития теории физической культуре. Развернувшаяся дискуссия свидетельствует о кризисе существующих представлений о физической культуры, как о специфическом социокультурном явлении, о заинтересованности широкого круга специалистов в его разрешении, о необходимости совершенствования теории, которая должна быть целостной системой знаний об этой сфере деятельности человека. Такая постановка вопроса закономерна и своевременна: ведь в теории физической культуры, отраженной в основополагающих работах (Г.А. Дюперрон, 1930; А.А. Гужаловский, 1986; Ю,.Ф. Курамшин, 2003; Л.П. Матвеев, 2008, и др.), отсутствует единая общетеоретическая основа (Н.Н. Визитей, 2009; Ю.М. Николаев, 2010; А.А. Передельский, 2011). Сама же теория представляет собой своеобразное, по мнению Ю.М. Николаева (2011), «механистическое» объединение основ физического воспитания, а также теорий и концепций, описывающих другие формы социального проявления физической культуры.
Цель исследования – выделение интегральной функции современной физической культуры, социального механизма ее саморазвития, основных направлений ее исторической эволюции, а также установление соотношения между теорией физической культуры и теориями и концепциями, которые описывают современные формы ее социального проявления.
Методы исследования данной проблемы базируются на анализе специальной литературы, в которой разрабатываются теоретические и практические аспекты построения теории физической культуры.
Вывод. Изложенное выше позволяет утверждать, что теория физической культуры, а также теории и концепции, объясняющие природу физического воспитания, спорта, физической рекреации, физической реабилитации и адаптивной физической культуры, имеют разные предметные поля познания при этом объектная область у них остается общей. Следовательно, отмеченные научные теории и концепции, раскрывая различные грани функционирования физической культуры в обществе (теория физической культуры – развитие физической культуры в контексте культурно-исторического процесса, а специальные теории – процесс функционирования ее различных социальных форм через призму современности), не противоречат, а дополняют друг друга, углубляя тем самым наши знания об этой сфере социальной деятельности человека. Они изменяются и развиваются в соответствии с динамикой познавательного процесса, обеспечивая тем самым объективное понимание сущности социального феномена физической культуры. В своей же совокупности они представляют науку о физической культуре, т.е. физкультурологию [1, 5].
Литература
1. Абзалов Р.А. Размышление о физкультурологии / Р.А. Абзалов // Теория и практика физ. культуры. – 1999. – № 8. – С. 11–14.
2. Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов / Л.П. Матвеев. – Киев : Олимпийская литература, 1999. – С. 301.
3. Николаев Ю.М. Человекотворческая сущность физической культуры и ее теории: веление времени (к проблеме модернизации теоретико-образовательного пространства физической культуры) / Ю.М. Николаев // Теория и практика физ. культуры. – 2011. – № 10. – С. 96–106.
4. Николаев Ю.М. От теории физического воспитания – к теории физической культуры в контексте формирования нового типа мышления / Ю.М. Николаев // Теория и практика физ. культуры. – 2012. – № 10. – С. 94–100.
5. Сутула В.А. Предпосылки физкультурологии / В.А. Сутула // Теория и практика физ. культуры. – 2002. – № 3. – С. 21–24.
6. Сутула В.А. Основы физкультурологии / В.А. Сутула. – Харьков: Изд-во Шуст А.И., 2002. – 56 с.
7. Сутула В.А. Деятельность людей по удовлетворению разнообразных потребностей в использовании физических упражнений – основа механизма саморазвития физической культуры / В.А. Сутула // Педагогiка, психологiя та медико-бiологiчнi проблеми фiзичного виховання i спорту // Науковий журнал. – Харків, ХОВНОКУ-ХДАДМ, 2011. – № 11. – С. 124–127.
8. Сутула В.О. Забезпечення фізичного здоров’я різних верств населення – основна соціальна функція фізичної культури / В.О. Сутула // Теорія і практика управління соціальними системами: філософія, психологія, педагогіка, соціологія // Щоквартальний науково-практичний журнал. – Харків: НТУ «ХПІ», 2011. – № 4. – С. 119–123.
9. Сутула В.О. Теоретико-методичні засади формування фізичної культури особистості в умовах цілісної соціально-педагогічної системи / В.О. Сутула: дис. ... док. пед. наук. – Харків, 2012. – 440 с.
Информация для связи с автором: vasilijsutula@mail.ru
Поступила в редакцию 19.02.2013 г.