Реализация педагогической концепции социального развития личности студентов с ограниченными возможностями здоровья

Фотографии: 

ˑ: 

Физическая культура: воспитание, образование, тренировка 6 2016, с.53-55

УДК/UDC 796.011

Кандидат педагогических наук, доцент Е.М. Голикова
Оренбургский государственный педагогический университет, Оренбург

Цель исследования – разработка педагогической концепции социального развития личности студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на основе индивидуальных образовательных траекторий в процессе профессионального образования в вузе. В период с 2009 по 2016 г. в исследовании приняли участие 2438 студентов 16-22 лет. При разработке педагогической концепции социального развития личности студентов с ОВЗ автор опиралась на социальные, общеметодические и специально-педагогические принципы, учет которых позволил определить комплекс педагогических условий. Применение технологии индивидуальных образовательных траекторий на занятиях со студентами с ОВЗ со снижением уровня тревожности и эмоциональной нестабильности. В последующем отмечались изменения личностных установок с повышением уровня самооценки и стрессоустойчивости, что обуславливает повышение уровня социального развития личности студентов с ОВЗ.

Ключевые слова: социальное развитие личности, студенты, ограниченные возможности здоровья.

Литература

  1. Аршавский И.А. Индивидуальные механизмы и закономерности индивидуального развития: Основы негэнтропийной теории биологии. Теории онтогенеза / И.А. Аршавский. 1985. – 270 с.
  2. Ахметшина Ю.В. Многомерность социокультурного пространства вуза в контексте взращивания корпоративности у студентов / Ю.В. Ахметшина // Вестник ХГАЭП. – 2014. – № 4-5. – С. 88-95
  3. Бальсевич В.К. Физическая культура: молодежь и современность / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. – 1995. – № 5. – С. 7-8.
  4. Беликов В.А. Профессиональное образование. Методология деятельности / В.А. Беликов, А.С. Валеев и др. – М.: Владос, 2009. – 334 с.
  5. Бондаревская Е.В. Опыт разработки гуманитарной методологии исследования и модернизации целостного образовательного процесса в педагогическом вузе / Е.В. Бондаревская // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2012. – Т. 75. – № 11. – С. 4-8.
  6. Голикова Е.М. Индивидуальные образовательные траектории студентов с ограниченными возможностями здоровья / Е.М. Голикова, А.Н. Козурман // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 1.
  7. Колесникова И.А. Становление профессионального качества современного педагога (международный контекст)/ И.А. Колесникова // Сибирский педагогический журнал. – 2005. – № 4. – С. 23-26.
  8. Корольков А.А. Философские проблемы теории и нормы / А.А. Корольков, В.П. Петленко. – М.: Медицина, 1977. – 392 с.
  9. Ларионова С.А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика / С.А. Ларионова. – Белгород, 202. – 198 с.
  10. Лубышева Л.И. О программных основах вузовского физкультурного воспитания / Л.И. Лубышева, Г.М. Грузных // Теория и практика физ. культуры. – 1990. – № 3. – С. 42-44.
  11. Лурия Р.А. Внутренняя картина болезни и патогенные заболевания / Р.А. Лурия. – М., 1944. – 146 с.
  12. Меерсон Ф.З. Адаптация: стресс и профилактика / Ф.З. Меерсон. – М.: Наука, 1981. – 278 с.
  13. Ольшанский Д.В. Адаптация социальная / Д.В. Ольшанский. Философский энциклопедический словарь. – М. 1989.

Информация для связи с автором: gks-07@mail.ru

Поступила в редакцию 26.08.2016 г.