Физическая культура и спорт в университетском комплексе как факторы формирования конкурентного ресурса студента
Фотографии:
ˑ:
Физическая культура и спорт в университетском комплексе как факторы формирования конкурентного ресурса студента
Кандидат педагогических наук, профессор В.В. Баранов. ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», Оренбург
Ключевые слова: конкурентный ресурс, университетский комплекс, факторный анализ, спортивно-контекстные игры.
Введение. Проблема конкурентоспособности российского студента в последнее время стала значимым вопросом для педагогического сообщества. В условиях кризисной экономики ХХI века конкурентоспособность выпускника вуза представляет собой отсроченный результат образования, так как определяется не столько сегодняшней востребованностью и трудоустройством выпускника, сколько его мобильностью на рынке труда, длительной успешностью его профессиональной карьеры. В этой связи особую значимость имеют предложения президента Российской Федерации В.В. Путина, подчеркнувшего на встрече с представителями студенческих спортклубов 24 января 2013 года, что «главная причина, которая заставляет всех нас, людей думающих, заниматься спортом, – это поддержание своего здоровья, что чрезвычайно важно для каждого конкретного человека и для общества в целом. Особенно это важно для молодых людей, потому что впереди ещё большой жизненный путь: создание семей, рождение детей, производственные успехи». Современные социологические и философские исследования О.В. Летуновой, Ф.Р. Туткарова, А.В. Щербины, Tom Verhoeff и других показали, что конкурентные качества личности, ее конкурентный ресурс связаны с агональной деятельностью, возможностью активно проявить личностные качества в соревновательных и состязательных ситуациях. Исследователями доказывается, что конкурентная борьба является феноменом культуры, имеющим глубокие исторические корни, причем конкуренция «как уничтожение» соперника и конкуренция «как соревнование и взаиморазвитие» изначально содержится в качестве предпосылки в мифологемах сознания. В этой связи, мы, обращаясь к условиям образовательной деятельности в вузах, считаем необходимым отметить разнообразные возможности и виды такого соревнования, например, за лидерство в учебной группе, в научно-исследовательской работе студента. В то же время наибольшие возможности соревновательной деятельности создают занятия физической культурой и спортом в учебной и внеучебной деятельности.
Цель данного исследования состояла в установлении роли физической культуры и спорта в формировании конкурентного ресурса студента в условиях университетского комплекса. Исследование основалось на анализе механизма формирования конкурентного ресурса – процессе саморазвития, в качестве инструментария знания предполагалась апробация факторного анализа на анкетном материале. Были апробированы различные технологии формирования конкурентного ресурса, интегрирующие соревновательную, коммуникативную и квазипрофессиональную деятельность.
Организация и методы исследования. В целях исследования процессов, механизмов и проявлений саморазвития созданы и используются разнообразные анкеты, тесты и опросники. Так, например, в исследовании «Педагогическое обеспечение личностно-телесного саморазвития студентов как фактора гуманизации высшего образования» В.В. Федоровым применялась методика прямого ранжирования М. Рокича, усовершенствованная А. Гоштаусом, A.A. Семеновым, В.А. Ядовым. С ее помощью были выделены двенадцать характерных позиций, определяющих отношение студентов к активной жизнедеятельности на основе общечеловеческих ценностей (свобода, развитие, здоровье, безопасность, материальное благополучие, профессиональный и личностный рост, любовь и др.). В исследовании «Профессионально-творческое саморазвитие субъектов образовательного процесса в вузе» И.А. Шаршовым применялись методика определения предельных смыслов (Д.А. Леонтьев, В.Н. Бузин), тест самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев), «Карта интересов» А.Е. Голомштока, тест «Способность самоуправления» (Н.М. Пейсахов); оценка коммуникативных и организаторских склонностей в процессе первичной профконсультации (КОС) (Б.А. Федоришин), тест на самоэффективность (в адаптации А.В. Бояринцевой), тест «Готовность к саморазвитию» (Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта), рисуночный тест «Деловые ситуации» (на основе ассоциативно-рисуночного теста С. Розенцвейга).
Выводы и рекомендации. Результаты анкетирования, выявленные методом факторного анализа и количественных обусловленностей, показали:
ключевыми механизмами процесса саморазвития студентов в условиях университетского комплекса являются самопринятие и самооценка, основанные на самоутверждении. Именно эти позиции являются базовыми среди таких известных механизмов и проявлений саморазвития как самопрогнозирование, самоусовершенствование и самоактуализация. Инструментами реализации механизма являются ситуации состязательности, соревновательности, успеха.
к внутренним факторам саморазвития студенты относят разнообразие и успешность опыта самостоятельной реализации своих планов, как и опыт самостоятельного обучения и самостоятельного труда, которые имеют решающее значение в формировании жизненной позиции студента. Важнейшим внутренним фактором саморазвития студенты считают здоровье ума и тела. В этой связи их интересует состояние и развитие в вузе спортивной работы, физической культуры, а также кураторства как институциональная форма педагогического сопровождения процессов саморазвития (особенно для 1-3 курсов обучения). Очевидно, что и развитие тьюторства в вузах также станет значимым позитивным фактором.
Среди внешних факторов, позитивно влияющих на саморазвитие и относящихся к компонентам конкурентного ресурса вуза, по мнению студентов, наибольшее значение имеют учебная, научная и спортивная составляющие университетской среды. Взаимосвязь внешних и внутренних факторов проявляется в выделении группы факторов, позитивно влияющих на саморазвитие. Среди них студенты определяют занятия физической культурой и спортом и наличие развитой спортивной базы университета, научно исследовательскую работу и развитость информационно технологической, учебной и научной базы университета, взаимодействие с преподавателями вуза в комплексной форме - кураторство в учебной группе.
На основании представленного исследования в университетском комплексе на базе Оренбургского государственного университета была апробирована авторская программа «Спорт и профессия». Программа включала интегративные спортивно-конктекстные игры.
Идея игр, названных нами спортивно-конктекстными, основана на американской методике Edge Games (спортивные игры для профессионального успеха), разработанной общественным объединением студенческих ассоциаций Техаса, Хьюстона, Далласа, Сан-Антонио, Эль-Пасо и другими. Игра включает этапы, ориентированные на создание ситуаций успеха на основе работы «команды победителей». Игры проводятся в рамках внеучебного времени – работы в кружках, секциях, кураторских часах. Первые этапы игры включают кратковременные спортивные состязания, объединяющие участников в команду, затем реализуются ситуации взаимодействия в контексте будущей профессии, следующим шагом в сработанной команде являются элементы деловых профессионально-ориентированных игр, заключительным элементом - элементы профессионально-ориентированных стратегических игр. Каждая из ступеней затрагивает различные аспекты, которые шаг за шагом ведут к личному успеху каждого. В Оренбурге содержание профессионально-ориентированных этапов игры на материале специальности «Антикризисное управление» было представлено А.В. Силкиным [8]. Атмосфера веселья, творчества, интереса делают процесс открытия ступени личного успеха еще более эффективным.
Особенно тесно взаимодействие между студентами и преподавателями, как в спортивных состязаниях, так и в контексте будущей профессии отмечается в филиалах вуза. В рамках университетского комплекса такие игры проводились в Акбулакском филиале Оренбургского государственного университета, в Кумертауском филиале, в Бузулукском колледже промышленности и транспорта. Полноправными участниками игр стали преподаватели, кураторы, классные руководители. В Кумертауском филиале в играх участвуют члены студенческого научного общества, разработаны методики инженерных игр (А.Я. Мельникова, И.Д. Белоновская) [ 2].
Развитая спортивная база университета определила возможность создания корпоративных групп здоровья, в которых совместно занимаются студенты и преподаватели. Наиболее популярными видами спорта стали игровые виды (баскетбол, минифутбол, волейбол и др.). Развитие университетских кампусов в Оренбурге позволили вовлекать в эти группы и аспирантов.
Соревновательная спортивная деятельность, занятие физической культурой и совместная профессионально-ориентированная деятельность по направлению профессиональной подготовки, по мнению студентов, создали атмосферу корпоративного успеха. Так сложились в рамках факультетов группы корпоративной поддержки участников соревнований, объединившие студентов - участников вузовской спартакиады «Университет», преподавателей - участников спартакиады «Бодрость и здоровье» и их болельщиков.
В целях подготовки преподавателей к взаимодействию со студентами в формировании их конкурентного ресурса были разработаны спецкурсы для системы повышения квалификации преподавателей вуза, кураторов групп и магистров педагогики. Апробация курсов успешно прошла для головного вуза, филиалов и колледжей Университетского комплекса. Содержание дисциплин предполагало ознакомление преподавателей с базовыми принципами здоровьесберегающих технологий, разработки успешных личностно-профессиональных стратегий саморазвития, освоения методик командных работ и креативных групп. По результатам реализованных проектов проведены выборочные повторные анкетирования. Установлен факт интенсификации развития конкурентных качеств у студентов, участвовавших в спортивно-контекстных играх и корпоративных группах. Дополнительным позитивным эффектом стал рост интереса студентов к научно-исследовательской деятельности совместно с преподавателями в рамках НИРС.
Литература
1. Баранов В.В. Факторный анализ как инструментарий педагогического знания о саморазвитии студента университетского комплекса / Баранов, В.В., Белоновская И.Д., Чепасов В.И. // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012.- №2.- С.21-27
2. Белоновская, И.Д. Инженерные игры в педагогической практике / Белоновская, И.Д., Мельникова А.Я. // Высшее образование в России. 2009. - № 3.- С. 112-119.
3. Гершунский, Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика. - М.: Флинта: Наука, 2003.
4. Екшикеев, Т.К. Развитие конкурентного потенциала вуза на рынке образовательных услуг / Т.К. Екшикеев // Проблемы современной экономики, 2009. - N 2 (30).
5. Ковалевский, В.П. Теоретические и методологические основы формирования регионального университетского комплекса: монография - М. : Экономика. - 2004. - 307 с.
6. Кондаков, А.М. Образование как ресурс развития личности, общества и государства. - СПб.: Спец. лит., 2004.
7. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. / Г.К . Селевко.- М.: , 2006.-216 с.
8. Силкин А.В., Белоновская И.Д. Технологии активного обучения при подготовке будущих менеджеров к управлению кризисными ситуациями // Высшее образование сегодня. - 2010.- № 10.- С. 23-26.
Информация для связи с автором: tatjana0966@mail.ru
Поступила в редакцию 08.02.2013 г.