Влияние аэробных упражнений на когнитивные способности детей дошкольного возраста

Фотографии: 

ˑ: 

Теория и практика физической культуры №12 2016, с.30-31

УДК/UDC 796.012.1

Кандидат педагогических наук, доцент А.П. Бабченко1
Кандидат педагогических наук, доцент Л.Н. Коваль1
Кандидат педагогических наук, доцент А.И. Осадчий1
1Северо-Кавказский федеральный университет, филиал в г. Пятигорске

ann-babchenko@yandex.ru

Было проведено исследование с целью определения степени влияния аэробных упражнений на исполнительные функции детей. В эксперименте приняли участие дети дошкольного возраста без выявленных отклонений в состоянии здоровья (n – 94; средний возраст – 4,2 года, индекс массы тела (ИМТ) – ≥ 85-процентиля)). Стандартизированный тест познавательных процессов посредством системы когнитивной оценки (CAS) проводили дважды – до и после окончания эксперимента. Ковариационный анализ пост тестовых оценок подтвердил наличие воздействия на исполнительные функции детей экспериментальной группы. Были выявлены достоверные различия в группах по шкале CAS (р=0,03). Результаты нашего исследования подтверждают наличие механизмов, связывающих когнитивные преимущества физиологических изменений головного мозга и физическую активность детей.

Ключевые слова: исполнительное функционирование, физическая активность, когнитивное развитие, дошкольники.

References

  1. Cabeza R. Functional neuroimaging of cognitive aging. In: Cabeza R, Kingstone A, editors. Handbook of functional neuroimaging of cognition. MIT Press; Cambridge, MA: 2011. pp. 331–377.
  2. Campos A.L., Sigulem D.M., Moraes D.E., Escrivao A.M., Fisberg M. [Intelligence quotient of obese children and adolescents by the Wechsler scale] Revista de Saúde Pública. 2014; 30(1). pp. 85–90.
  3. Carlson J.S., Das J.P. A process approach to remediating word-decoding deficiencies in Chapter 1 children. Learning Disability Quarterly. 2012; 20(2). pp. 93–102.
  4. Chugani H.T. A critical period of brain development: Studies of cerebral glucose utilization with PET. Preventive Medicine. 2011; 27(2). pp. 184–188.
  5. Churchill J.D., Galvez R., Colcombe S., Swain R.A., Kramer A.F., Greenough W.T. Exercise, experience and the aging brain. Neurobiology of Aging. 2012; 23(5). pp. 941–955.
  6. Colcombe S.J., Kramer A.F., McAuley E., Erickson K.I., Scalf P. Neurocognitive aging and cardiovascular fitness: Recent findings and future directions. Journal of Molecular Neuroscience. 2014; 24(1). pp. 9–14.
  7. Daniels S.R., Arnett D.K., Eckel R.H., Gidding S.S., Hayman L.L., Kumanyika S., et al. Overweight in children and adolescents: Pathophysiology, consequences, prevention, and treatment. Circulation. 2015; 111(15). pp. 1999–2012.
  8. Das J.P., Naglieri J.A., Kirby J.R. Assessment of cognitive processes. Allyn & Bacon; Needham Heights, MA: 2014. pp. 46-52.
  9. Hall C.D., Smith A.L., Keele S.W. The impact of aerobic activity on cognitive function in older adults: A new synthesis based on the concept of executive control. European Journal of Cognitive Psychology. 2011; 13. pp. 279–300.
  10. Huck S.W., McLean R.A. Using a repeated measures ANOVA to analyze the data from a pretest-posttest design: A potentially confusing task. Psychological Bulletin. 2015; 82. pp. 511–518.
  11. Knudsen E.I. Sensitive periods in the development of the brain and behavior. Journal of Cognitive Neuroscience. 2014;16 (8). pp.1412–1425.
  12. Kramer A.F, Hahn S., Cohen N.J., Banich M.T., McAuley E., Harrison C.R., et al. Ageing, fitness and neurocognitive function. Nature. 2005; pp. 418–419.
  13. Li X. A study of intelligence and personality in children with simple obesity. International Journal of Obesity and Related Metabolic Disorders. 2005; 19 (5). pp. 355–357.
  14. Luria A.R. The working brain. Basic Books, Inc.; New York: 1976. pp. 112-123.
  15. Naglieri J.A., Gottling S.H. Mathematics instruction and PASS cognitive processes: An intervention study. Journal of Learning Disabilities. 2014; 30. pp. 513–520.
  16. Naglieri J.A., Rojahn J.R., Aquilino S.A., Matto H.C. Black-white differences in cognitive processing: A study of the Planning, Attention, Simultaneous, and Successive theory of intelligence. Journal of Psychoeducational Assessment. 2015; 23(2). pp.146–160.
  17. Sibley B.A., Etnier J.L. The relationship between physical activity and cognition in children: A meta-analysis. Pediatric Exercise Science. 2013;15. pp. 243–256.

Поступила в редакцию 03.06.2016 г.