Методика формирования ведущих духовно-нравственных качеств квалифицированных боксеров

Фотографии: 

Доктор педагогических наук, профессор И.С.Колесник

ˑ: 

Методика формирования ведущих духовно-нравственных качеств квалифицированных боксеров

Доктор педагогических наук, профессор И.С.Колесник. Студент Д.А. Осипов. Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова,

г. Ульяновск, Россия

Ключевые слова: бокс, спортивная подготовка, личностно ориентированный подход, физическая и технико-тактическая подготовленность.

Абстракт. Организация и проведение воспитательной работы с боксерами является одной из недостаточно разработанных проблем, так как тренеры большое внимание уделяют повышению уровня физической и технико-тактической подготовленности, определяющей результативность соревновательной деятельности, не придавая значимости воспитательной работе как неотъемлемому компоненту системы спортивной подготовки. Анализ спортивной деятельности квалифицированных боксеров показал, что в повышении эффективности воспитательной работы имеются существенные резервы для роста спортивного мастерства.

Цель исследования: разработать систему педагогических воздействий, направленных на совершенствование морально-волевых и нравственных качеств квалифицированных боксеров и проверить ее эффективность в процессе педагогического эксперимента.

Организация исследования. Для проверки данных положений был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 39 квалифицированных боксера 14-16 лет. Были организованы две группы: контрольная (КГ) в количестве 19 спортсменов и экспериментальная (ЭГ), в состав которой вошли 20 человек. Перед началом педагогического эксперимента было проведено тестирование  для определения исходных показателей физической подготовленности с помощью следующих контрольных упражнений: бег на 30м (с); бег на 100м (с); бег на 3000м (м); прыжок в длину  (см); подтягивание на перекладине  (кол-во раз); сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз); толкание  ядра весом 4кг правой и левой рукой (м). Обработка полученных результатов не выявила  существенных различий в показателях физической подготовленности единоборцев КГ и ЭГ (р >0,005).

Выводы. Результаты педагогического эксперимента показали, что тренеры в своем большинстве недостаточно четко представляют себе содержание воспитательной работы; ее направленность, формы, задачи, критерии оценки. В имеющейся научной и научно-методической литературе находят свое отражение вопросы, подчеркивающие необходимость воспитательной работы без указаний структурных компонентов данного воспитательного процесса; конкретных способов и вариантов решения воспитательных задач; рекомендаций эффективных форм и подходов и т.д. Анализ полученных нами результатов педагогического эксперимента свидетельствует о том, что на каждом тренировочном занятии необходимо ставить четкие конкретные воспитательные задачи, применять эффективные способы их решения при использовании четких критериев.

Литература:

1. Бокс: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализирующих детско-юношеских школ олимпийского резерва (Текст) / А.О.Акопян и др. 2-ое изд. Стереотип. – М.: Советский спорт, 2007. – 72 с.

2. Гаракян, А.И. Формирование точности ударных движений боксеров-юношей на этапе начальной спортивной специализации: автореф. дис. …  канд. пед. наук / А.И. Гаракян. – М., 2003. – 23 с.

3. Горбачев, С.С. Психофизиологическое состояние боксера в различных по экстремальности ситуациях тренировочной и соревновательной деятельности / С.С. Горбачев // Теория и практика физической культуры. – 2007. - №5. – С. 44-45.

4. Калмыков, Е.В. Индивидуальный стиль деятельности в спортивных единоборствах / Е.В. Калмыков. – М.: РГАФК, 1996. - 131с.

5. Колесник, И.С. Актуализация проблемы формирования личности в процессе занятий боксом / И.С. Колесник // Теория и практика физической культуры. – 2007. - №5. – С. 46-48.

6. Колесник, И.С. Основные направления повышения эффективности системы спортивной подготовки квалифицированных боксеров /И.С.Колесник. - М.: Флинта: Наука, 2010. –350 с.

7. Кузнецова, З.М. Методика интенсивной базовой технико-тактической подготовки боксеров новичков 15-18 лет (на примере г. Набережные Челны) / З.М. Кузнецова, Ш.Р. Зайнуллин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2008. – 31. – С. 39.

8. Петров,  А.Г. Использование экстраполяции в технико-тактической  подготовке боксера / А.Г. Петров, И.С. Колесник // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2010. - № 1. – С. 46-50.

9. Санников В.А., Воропаев В.В. Теоретические и методические основы подготовки боксёра. изд. ФК и С, М. – 2006. - 252с.    

10. Филимонов В.И. Бокс. Спортивно-техническая и физическая подготовка: Монография / В.И. Филимонов. – М.: ИСАН, 2000. – 432 с.

11.  Шитов, В. Бокс: эффективная система тренировок / В. Щитов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003.–432с.

12. Худадов, Н.А. Психолого-педагогические основы спортивной деятельности единоборцев высокой квалификации: дис. … канд. пед. наук / Н.А. Худадов. – Москва, 1997. – 150 с.

Информация для связи с автором: Elena_funina@mail.ru