Психофизиологические показатели лыжников-гонщиков и биатлонистов разного уровня спортивного мастерства

Фотографии: 

Заслуженный деятель науки РФ, доктор биологических наук, профессор Р.И. Айзман
Психофизиологические показатели лыжников и биатлонистов в зависимости от спортивной квалификации, M±m

ˑ: 

Психофизиологические показатели лыжников-гонщиков и биатлонистов разного уровня спортивного мастерства

Заслуженный деятель науки РФ, доктор биологических наук, профессор Р.И. Айзман. Аспирант М.С. Головин. Кандидат биологических наук, доцент Л.А. Гиренко. Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск

Ключевые слова: психофизиологические особенности, лыжники, биатлонисты, социально-психологическая адаптация, агрессия, мотивация к успеху.

Введение. Лыжные гонки и биатлон существенно отличаются друг от друга, несмотря на их внешнюю схожесть. Многих  биатлонистов готовят из числа лыжников, однако такая практика не способствует прогрессу спортивного результата в биатлоне, поскольку в отличие от лыжных гонок, биатлон представляет собой сочетание двух видов спорта, противоположных по своим требованиям к физиологическим системам организма [3]. Различия в специфике этих видов спорта предъявляют к занимающимся различные требования относительно уровня развития  физиологических и психофизиологических качеств, сочетание которых во многом определяет  достижение высоких спортивных результатов [9]. В процессе занятий происходит соответствующий отбор, так как не все успешные лыжники становятся успешными в биатлоне. В современном биатлоне нельзя выделять скорость лыжной гонки или стрельбу как основной определяющий компонент, так как при настоящем уровне конкуренции только рациональное сочетание этих двух составных частей в комплексной подготовке биатлониста может обеспечить успех [2, 5].

В связи с этим целью настоящего исследования явилось изучение психофизиологических, нейродинамических и личностных особенностей  лыжников и биатлонистов разного уровня спортивного мастерства.

Методы и организация исследования. В исследовании приняли участие юноши 18-22 лет, занимающиеся лыжными гонками (n=38) и биатлоном (n=28). По стажу занятий и уровню спортивного мастерства в обследованных группах было представлено примерно равное количество спортсменов, имеющих I спортивный разряд и звание мастера спорта. Обследование проводили в соревновательном периоде, в первой половине дня. В день обследования и в день, предшествующий ему, физические нагрузки не выполнялись.

Психофизиологические показатели обследуемых спортсменов диагностировали с помощью компьютерной программы «Методика комплексной оценки здоровья спортсменов», которая включала изучение следующих параметров: предсоревновательное состояние спортсменов, время простой зрительно-моторной реакции, реакция на движущийся объект, состояние агрессии (по А. Басса – А. Дарки), темперамент (по Г. Айзенку), определение ситуативной и личностной тревожности (по Ч.Д. Спилбергу – Ю.Л. Ханину), уровень внимания, объём кратковременной памяти, уровень социально-психологической адаптации (по А.К. Осницкому), стрессоустойчивость, выраженность стремления к избеганию неудач (по А. Мехрабиану), оценку мотивации к успеху (по Элерсу), а также изучение привлекательности команды для спортсменов [1, 10].

Заключение. По данным литературы [6],  вопросы психологического обеспечения подготовки биатлонистов, в том числе начинающих свою спортивную карьеру, чрезвычайно актуальны. Остро встает вопрос о соответствующем психофизиологическом отборе, психологической подготовке и постоянном контроле за психофизиологическими показателями, так как современный спорт идет по пути развития, где дополнительные силы и возможности дает психологическая подготовка спортсмена.  Наряду с учетом динамики спортивного роста также важны оценка и прогнозирование психической устойчивости атлета к условиям соревнований [8]. С возрастом и повышением уровня подготовленности снижается значимость морфологических показателей, а роль функционального и психического состояний возрастает [7]. Такая ситуация требует соответствующих знаний от занимающегося и тренеров, регулярного изучения психофизиологических качеств и внесения  соответствующих коррективов в учебно-тренировочный процесс.

В данной работе представлены результаты, свидетельствующие о психофизиологических особенностях представителей внешне схожих, однако различных видов спорта, что может быть важным для спортивного отбора и совершенствования. Общее между лыжниками и биатлонистами заключается в отсутствии эмоционально-волевых и темпераментных различий. Наиболее существенно у них различаются показатели, характеризующие агрессию, социально-психологическую адаптацию, мотивационный компонент личности и показатели нейродинамики. Эти психофизиологические свойства следует учитывать в процессе роста спортивного мастерства и отбора в соответствующие виды спорта.

Литература

1. Айзман Р.И. Методика комплексной оценки здоровья спортсменов / Р.И. Айзман, Н.И. Айзман, А.В. Лебедев, В.Б. Рубанович.  – Новосибирск, 2009. – 84 с.

2. Гибадуллин И.Г. Управление тренировочным процессом биатлонистов в системе многолетней подготовки: дис. … докт. пед. наук / И.Г. Гибадуллин. – Ижевск, 2005. – 368 с.

3. Гребенникова И.Н. Возрастная динамика показателей функциональных систем, определяющих спортивный результат в женском биатлоне: дис. … канд. биол. наук / И.Н. Гребенникова. – Новосибирск, 2002. – 159 с.

4. Ежкова А.Ю. Психолого-педагогическое обеспечение интереса к спортивной деятельности начинающих борцов: автореф. дис. … канд. пед. наук / А.Ю. Ежкова. – СПб., 2004. – 215 с.

5. Смирнов Ю.И. Комплексный контроль в подготовке спортсменов / Ю.И. Смирнов. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 256 с.

6. Сорокина А.В. Технология психолого-педагогического сопровождения стрелковой подготовки биатлонистов в ДЮСШ: дис. … канд. пед. наук / А.В. Сорокина. – Тюмень, 2010. – 218 с.

7. Степнов А.Н. Отбор детей для занятий биатлоном и комплектование учебно-тренировочных групп на этапе начальной специализации: автореф. дис. … канд. пед. наук / А.Н. Степнов. – Омск,  1983. – 19 с.

8. Фарбей В.В. Подготовка биатлонистов 13-16 лет в переходном и подготовительном периодах тренировки с использованием технических средств обучения: дис. … канд. пед. наук / В.В. Фарбей. – СПб., 2000. – 153 с.

9. Фарбей В.В.     Педагогические и медико-биологические критерии отбора в биатлоне [Текст] / В.В. Фарбей // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. – СПб., 2008. – № 11(62).

10.Шапарь В.Б. Практическая психология. Инструментарий / В.Б. Шапарь. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс»,  2002. – 688 с.

Информация для связи с автором: aizman.roman@yandex.ru

Поступила в редакцию 15.02.2013 г.