Инд. подход к оценке физ. качеств и построению занятий по физкультуре у студентов в условиях тренажерного зала

Фотографии: 

ˑ: 

Cоискатель С.Н. Рычков
Омская государственная медицинская академия, Омск

Ключевые слова: физические качества, сила, силовая выносливость, статическая выносливость, индивидуальный подход, физическая подготовка.

С одной стороны, тема оценки уровня развития физических качеств (ФК) достаточно глубоко изучена. Разработано большое количество различных тестов, которые хорошо себя зарекомендовали и удобны в применении. С другой стороны, это касается только спортивной тренировки, а в физической культуре высшего профессионального образования картина несколько иная.

Примерная программа по физической культуре для высших учебных заведений 1994 г. [7] содержала контрольные тесты для определения уровня развития ФК, не всегда соответствующие самим качествам. При этом в нормативных тестах совершенно не учитываются индивидуальные особенности физического развития, приводятся одни и те же нормативы для студентов различного роста, массы тела и физической подготовленности. Ярче всего это проявляется в тестах на силовую подготовленность. Например, если худощавый студент  подтягивается  на  перекладине пятнадцать раз, то это характеризует силовую выносливость, но мало говорит о его силовых способностях. Или если студент с избыточным весом способен подтянуться только один раз, то это характеризует его силу и никак не отражает силовой выносливости. Абсолютная сила у последнего может быть значительно больше, но его силовые качества все равно оцениваются как  низкие. Такой способ оценки ставит студентов в неравные условия и может значительно снижать мотивацию к занятиям физической культурой. Оценка общей выносливости студентов по результату бега на 2 или 3 км тоже  не совсем объективна по ряду причин. Например: нежелание терпеть на дистанции, неумение правильно разложить силы, некоторые студенты просто не способны полностью преодолеть дистанцию бегом.

Цель исследования – разработать методику построения занятий по физической культуре у студентов в условиях тренажерного зала и провести оценку физических качеств.

Организация и методика исследования. Исходя из вышесказанного, мы решили для оценки силы использовать тесты, в которых единицей измерения является Кгс (килограмм-сила), или масса поднятого груза в килограммах, а не количество повторений упражнения. Выносливость и все ее виды  измеряются временем работы заданной мощности или  количеством повторений, также её можно оценивать по физиологическим реакциям: пульс, давление, время восстановления.

Вывод. Студентов 1-го курса по показателям физической подготовленности следует делить на три группы: слабую, средне-слабую и среднюю, используя предлагаемый индивидуальный подход в совершенствовании их физических качеств. Он позволяет  дать более точную оценку индивидуального уровня развития физических качеств и объективно проследить за его изменением. Данная методика является серьезным мотивационным фактором занятий студентов физической культурой.

Литература

1. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – С. 175, 229.

2. Карпман В.Л. Тестирование в спортивной медицине / В.Л. Карпман, З.Б. Белоцерковский, И.А. Гудков. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – С. 75–80.

3. Коренберг В.Б. Проблема физических и двигательных качеств / В.Б. Коренберг // Теория и практика физ. культуры. – 1996. – № 7. – С. 2–5.

4. Спортивная физиология: учебник для ин-тов физ. культ. / Под ред. Я.М. Коца. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – С. 6.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060101 – «Лечебное дело» (квалификация – степень – специалист). – М., 2010. – С. 34.

6. Физическая культура и здоровье: учебник / Под ред. В.В. Пономаревой. – М.: ГОУ ВУНМЦ, 2001. – С. 231–237.

7. Физическая культура. Примерная учебная программа для высших учебных заведений. Инструкция по организации и содержанию работы кафедр физического воспитания высших учебных заведений. – М., 1994. –  С. 54.

Информация для связи с автором: rsn76@bk.ru

Поступила в редакцию 23.01.2013 г.