Отличительные особенности влияния психической нагрузки на студентов-спортсменов с ограниченными возможностями здоровья и здоровых студентов в условиях учебной деятельности

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор психологических наук, профессор Б.П. Яковлев
Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Апокин
Аспирантка Н.Р. Усаева
Сургутский государственный университет, Сургут

Теория и практика физической культуры №11 2016, номер страниц: 86-88

Имеющиеся в научно-методической литературе теоретические положения, практические рекомендации по оптимизации и гармонизации учебной и спортивной деятельности студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) носят общий характер, что затрудняет их использование. В науке об инклюзивном образовании отсутствуют эмпирические исследования по оценки влияния психических нагрузок на саморегуляцию психических действий, психомоторные, психофизиологические функции, сопоставление со здоровыми спортсменами с учётом возрастно-полового диморфизма в условиях специфики учебной деятельности в вузе. Это говорит о недостаточной разработанности проблемы. В связи с этим изучение влияния учебных, физических и психических нагрузок в системе получения высшего профессионального образования высококлассных спортсменов-студентов с ОВЗ с целью оптимизации и гармонизации структуры и содержания качества и эффективности учебной деятельности представляется актуальным в настоящее время.

Ключевые слова: студенты-спортсмены с ОВЗ, учебная деятельность, психическая нагрузка, саморегуляция, психомоторные функции.

Литература

  1. Баландин В.И. Прогнозирование в спорте / В.И. Баландин, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 192 с.
  2. Киселев Ю.Я. Психодиагностика, ориентированная на отбор спортсменов для подготовки и участия в соревнованиях / Ю.Я. Киселев // Психология и современный спорт. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – С. 79-88.
  3. Коссов Б.Б. Принципы изучения психических состояний и проблема саморегуляции деятельности спортсмена / Б.Б. Коссов // Психология и современный спорт. – М.: Физкультура и спорт, 1982. – С. 51-58.
  4. Психическая нагрузка в спорте высших достижений (монография). – Сургут: РИО СурГПУ, 2007. – 220 с
  5. Психология физической культуры: учебник./ Б.П. Яковлев, Г.Д. Бабушкин. – М.: Спорт, 2016. – 624 с.
  6. Психолого-педагогические методики в структуре подготовки спортсменов: учеб. пособие / Г.Д. Бабушкин. – Омск: СибГУФК, 2015. – 228 с.
  7. Усаева Н.Р. Сравнительный анализ личностных особенностей студентов-спортсменов с ограниченными возможностями здоровья и здоровых студентов в условиях учебной деятельности / Н.Р. Усаева, Б.П. Яковлев, В.В. Апокин // Теория и практика физ. культуры. – 2016. – № 7. – С. 89-93.
  8. Яковлев Б.П. Психическая нагрузка в спорте высших достижений / Б.П. Яковлев. – Сургут: РИО СурГПУ, 2007. – 201с.
  9. Яковлев Б.П. Эмоциональная напряженность в спортивной деятельности: монография / Б.П. Яковлев. – Сургут: РИО СурГПИ, 2003. – 182 с.