Поликультурное и полиэтническое измерение специального физкультурного образования (теоретико-методологический аспект)

Фотографии: 

ˑ: 

Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Иваний
Учебно-научный институт физической культуры Сумского государственного педагогического университета им. А.С. Макаренко, Сумы, Украина

Теория и практика физической культуры №11 2016, номер страниц: 12-13

Анализируется проблема диалектической взаимосвязи принципов поликультурности и полиэтничности в функциональном измерении высшего специального физкультурного образования. Рассматривается концепция культурологических основ целостности содержания специального физкультурного образования, которая базируется на изоморфной тождественности систем образования и культуры и содержит систему культурологических условий модернизации его содержания в контексте приобщения будущих специалистов к этнической, национальной и мировой культуре. Показано, что поликультурные обучение и воспитание способствуют развитию толерантности будущего специалиста, созданию условий, которые гарантируют свободный выбор индивидом своей идентичности, содействуют социализации студентов на основе овладения личностью системой национальных и общекультурных ценностей, коммуникативных эмпатийных умений, что позволяет им осуществлять межкультурные взаимодействия и понимать другие культуры. При условии активных интеграционных процессов культурологическая подготовка будущих специалистов сферы физической культуры и спорта должна базироваться как на общечеловеческих достижениях, так и на этнонациональных ценностях.

Ключевые слова: специальное физкультурное образование, поликультурное и полиэтническое измерение, культурологическая парадигма, методология, целостность содержания.

Литература

  1. Іваній І.В. Фізична культура як феномен розвитку соціокультурної компетентності майбутнього вчителя фізичного виховання / І.В. Іваній// Педагогіка, психологія та медико-біологічні основи фізичного виховання та спорту. – 2014. – № 4 – С. 13-17. doi:10.6084/m9.figshare.950950.
  2. Миропольська Н.Е. Полікультурне навчання і виховання / Н.Е. Миропольська // Енциклопедія освіти // Акад. пед. наук України: головний ред. В.Г. Кремень. – К.: Юрінком Інтер, 2008. – 691 с.
  3. Михайлов Ф.Т. Образование и культура / Ф.Т. Михайлов // Теория и практика физ. культуры. – 2008. – № 9. – С. 16-21.
  4. Николаев Ю.М. Современные тенденции развития теоретико-образовательного пространства физической культуры / Ю.М. Николаев // Теория и практика физ. культуры. – 2013. – № 7. – С. 96-101.
  5. Николаев Ю.М. Теория физической культуры: что же это такое? / Ю.М. Николаев // Теория и практика физ. культуры. – 2015. – № 1. – С. 94-99.
  6. Орехов Е.Ф. Модернизация высшего профессионального образования в отрасли физической культуры и спорта в современных социокультурных условиях: дис. ... докт. пед. наук / Е.Ф. Орехов. – Калининград, 2012. – 402 с.
  7. Филлипчук Г.Г. Общечеловеческое и этнокультурное в образовании: взгляд из Украины // Г.Г. Филлипчук // Педагогика. – 2007. – № 1. – С. 15-22.