Система организации самостоятельной учебной деятельности студентов в условиях модернизации профессионального педагогического образования

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор Е.В. Быстрицкая
Доктор педагогических наук, профессор Е.Ю. Илалтдинова
Кандидат педагогических наук, доцент Р.У. Арифулина
Кандидат педагогических наук, доцент С.И. Аксенов
Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Лебедева
Нижегородский государственный университет им. Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород

Теория и практика физической культуры №11 2016, номер страниц: 6-8

В статье рассматривается система организации самостоятельной деятельности студентов физкультурных профилей педагогического направления для повышения качества их профессиональной педагогической подготовки. Рассмотрена технология моделирования профессиональной деятельности во время самостоятельной работы студентов как базовая для формирования необходимых профессиональных компетенций и трудовых действий будущего педагога по физической культуре и тренера.
В статье рассматриваются недостатки существующей системы организации самостоятельной деятельности студентов, которые должны и могут быть преодолены в случае применения технологии моделирования образовательно-обучающей среды вуза, при построении заданий самостоятельной работы на основе блочно-модульного метода.
При этом система самостоятельной деятельности включает в себя ряд подсистем: «тезаурус» – концептуально-категориальный каркас предметной подготовки; «канон» – научные парадигмы, идеи, составляющие концепт предмета; «пантеон» – описание ключевых имен, оставивших вехи в науке; «анналы» – описание наиболее важных событий в развитии данной научной отрасли; «программно-регулируемые операторы» управления построением предметно-дисциплинарного комплекса; «навигатор» – путеводитель по смежным областям объектно-предметного поля.
Авторами была разработана и апробирована антропная технология моделирования диалоговой обучающей среды факультета физической культуры на базе учебно-профессионального сотрудничества педагогов и студентов в структуре метапредметных практико-ориентированных блоков-модулей, предложенных в качестве основы системы организации самостоятельной учебной деятельности студентов (СУДС). Примерами таких блоков-модулей являются метапредметные («сквозные по содержанию») блоки «Проблема», «Смысл», «Достижение», «Педагогическое мастерство», «Мотивация профессиональной деятельности» и др.

Ключевые слова: педагог по физической культуре, модернизация профессионального педагогического образования, самостоятельная учебная деятельность студентов, технология моделирования профессиональной деятельности, трудовые действия.

Литература

  1. Быстрицкая Е.В. Научно-технологические подходы в педагогическом образовании/ Е.В. Быстрицкая, С.И. Аксенов, Р.У. Арифулина и др. // Вестник Мининского университета. – 2014. – № 1 (5). – 12 с.
  2. Дмитриев С.В. Антропно-деятельностная парадигма в педагогике (полемические заметки) / С.В. Дмитриев, Е.В Быстрицкая // Теория и практика физ. культуры. – 2013. – № 1. – С. 96-101.
  3. Дмитриев С.В. Сознание, мышление и деятельность в антропных технологиях образования/ С.В. Дмитриев, Е.В. Быстрицкая,, С.Д Неверкович // Теория и практика физ. культуры. – 2013. – № 1.– С. 96.
  4. Дмитриев С.В. Трансверсальные программы для системы образования магистрантов в сфере физической культуры. Ч. 1: docendo discimus (обучая других, мы учимся сами) / С.В. Дмитриев, С.Д. Неверкови, Е.В. Быстрицкая, Д.И. Воронин // Спортивный психолог. – 2014. – № 3. – С. 15-19.
  5. Неверкович С.Д Образовательные технологии – от логики взаимодействия к логике сотворчества / С.Д Неверкович, С.В. Дмитриев, Е.В Быстрицкая // Спортивный психолог. – 2011. – № 2. – С. 72-77
  6. Хуторской А.В. Доктрина образования человека в Российской Федерации / А.В. Хуторской – М.: Изд-во «Эйдос»; Изд-во Института образования человека, 2015. – 24 с