Теоретические основы прошлого, настоящего и будущего физической культуры в контексте развития общего образования и культуры

Фотографии: 

ˑ: 

Доктор педагогических наук, профессор Ю.М. Николаев
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

В статье рассматриваются вопросы, связанные с эволюцией теоретических основ физической культуры в нашей стране начиная с 60-х гг. ХХ в. по настоящее время. Показано, что в их развитии за этот период времени сегодня можно уже выделить их прошлое, настоящее и будущее, тесно между собой взаимосвязанные. Критерием этого разделения является то, насколько теоретические основы физической культуры в профессиональном физкультурном образовании на том или ином отрезке времени способствовали формированию целостного человека – в своем соматопсихическом и социокультурном единстве.
Анализ развития теоретических основ прошлого, настоящего и будущего физической культуры свидетельствует о том, что в неотложном реформировании ее системы ведущую роль (реально, а не на словах) должна сыграть культурологическая методология, позволяющая сформировать новую образовательную политику в сфере профессионального физкультурного образования. Главенствующая заслуга в этом должна принадлежать современной ТФК. Её появление позволит кардинально изменить теоретико-методологическое мышление будущих научно-педагогических кадров в сфере физической культуры, системно-качественно реорганизовать и упорядочить всё её теоретико-образовательное пространство. Реализация всего этого особенно актуальна сегодня, в связи с переходом многих физкультурных вузов в ранг университетов, которые по своему статусу должны являться ведущими центрами национальной науки и культуры.

Ключевые слова: эволюция теоретических основ физической культуры, её современная теория, общее образование и культура.

Литература

  1. Бордовская Н.В. Педагогическая системология: учеб. пособие / Н.В. Бордовская. – М.: Дрофа, 2009. – 463 с.
  2. Введение в теорию физической культуры: учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / под. ред. Л.П. Матвеева – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 128 с.
  3. Всесоюзная научно-практическая конференция «Философско-социологическая теория физической культуры и спорта и практика коммунистического воспитания в свете решений XXVII съезда КПСС» // Теория и практика физ. культуры. – 1986. – № 7. – С. 5-29.
  4. Николаев Ю.М. Теория физической культуры: базовые концепции и основополагающий категориальный аппарат / Ю.М. Николаев // Теория и практика физ. культуры. – 2002. – № 3. – С. 15-20.
  5. Николаев Ю.М. Общая теория и методология физической культуры как отражение потребности в модернизации физкультурного образования / Ю.М. Николаев // Теория и практика физ. культуры. – 2004. – № 7. – С. 2-10.
  6. Николаев Ю.М. Содержание и виды физкультурно-спортивной деятельности: учебно-метод. пособие / Ю.М. Николаев. – СПб: «Олимп СПб», 2007. – 100 с.
  7. Николаев Ю.М. История и методология науки о физической культуре: учебно-метод. пособие / Ю.М. Николаев. – СПб.: Изд-во «Олимп-СПб.», 2010. – 200 с.
  8. Николаев Ю.М. Теория физической культуры: современные подходы / Ю.М. Николаев. – СПб.: Изд-во «Олимп-СПб.», 2010. – 120 с.
  9. Николаев Ю.М. Человекотворческая сущность физической культуры и ее теории: веление времени (к проблеме модернизации теоретико-образовательного пространства физической культуры) / Ю.М. Николаев // Теория и практика физ. культуры. – 2011. – № 10. – С. 96-106.
  10. Пронин С.А. «Теория и практика физической культуры»: 90 лет на службе спортивной науки / С.А. Пронин. – М., 2015. – 52 с.
  11. Паспорт научной специальности 13.00.04 – «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» // http://vak.ed.gov.ru/316